NOCTURNAL CULTURE NIGHT 2019

NCN 2019
 
Спонтанные решения и стремительность манёвра свойственны молодым, ретивым, да ранним. Моя же собственная молодость не то чтобы окончательно позади, но ее туманные очертания все сложнее проглядываются сквозь завесу предсказуемого и весьма упорядоченного настоящего. Поэтому вот этот неожиданный вояж на фестиваль Nocturnal Culture Night стал удивительным сюрпризом, прежде всего, для меня самого, ведь ещё за десять дней до начала сего мероприятия, каких-либо мыслей по поводу его посещения не было совсем. Но как-то взгляд упал на афишу NCN2019, а там, поглядите-ка: ну просто шикарный лайн-ап! При этом, масса знакомых музыкантов и коллективов, что, помимо культурной программы, еще и сулило немало приятных встреч. Наудачу и без всякой особенной надежды (все-таки, времени оставалось реально мало) было написано промоутерам письмо с запросом об аккредитации, на которое получаю на удивление быстрый ответ: ок, you welcome. Ну что ж – значит, судьба.
 
Справедливости ради, о фестивале этом я был наслышан и ранее, и даже порывался попасть на него много лет тому назад - но тогда не сложилось. А ведь мероприятие прелюбопытнейшее, да ещё и авторское. В отличии от многих других профильных дарк-фестивалей, за которыми стоит солидный штат организаторов и профессиональных букинг-агенств, Noctural Culture Night организуется и модерируется лишь одним человеком по имени Хольгер Тройш, который, собственно, его и придумал. NCN стартовал как небольшой open-air фестиваль с локацией в Kulturpak Deutzen (об это месте разговор отдельный) что в 30 км от Лейпцига, а нынче достиг уровня трехдневного марафона с четырьмя площадками и более чем полусотней участников. Безусловно, присутствует соблазн назвать это событие мини-WGT, но сравнение, всё-таки, не совсем верно, ведь состав участников NCN формируется исходя из персональной концепции и объективных возможностей самого отца-основателя фестиваля - что, кстати говоря, очень заметно при внимательном изучении списка заявленных артистов. Конечно, масштабы WGT и NCN сравнивать не стоит - как не стоит и говорить о конкуренции. У обоих фестивалей совершенно разные задачи и локации, но вот то, что-то они оба уживаются в прекрасном городе Лейпциге, конечно, феноменально. Благодарна и гостеприимна земля Саксонская для всякого рода черноты и оттенков серого!
 
В отличии от WGT, при соответствующем желании и должной сноровке, на NCN вполне реально увидеть абсолютно все из заявленных на фестивале групп, хотя бы урывками и в изнуряющем темпе - но все же. Конечно, такие подвиги мне давно ни к чему, однако количество выступлений, на которых удалось поприсутствовать, получилось каким-то запредельным, отчего многие из них воспринимались весьма фрагментарно (особенно под конец любого из дней). Вообще, для NCN оказались свойственны бешенный темп и необычайная событийная интенсивность, поэтому и репортаж оттуда логично выстроить именно в таком ключе - пусть несколько хаотичном и рваном, зато вполне соответствующим духу мероприятия. Поэтому на именах участников групп, трек-листах выступлений и прочей описательно-фактической информации заострять внимание сознательно не стану – и без этого «перегруза» количество текста обещает быть увесистым.
 
Прибыв в Лейпциг вечером четверга на все том же прямом рейсе из Москвы (который, кстати, на сегодня является самым дешевым вариантом добраться до Германии - всем рекомендую!), размещаюсь на все той же квартире на Айзенбанштрассе. Рыжий кот, бюст Ньютона, шум трамваев и сидящие на завалинке бара «Пабло Эскобар» гости из далеких от Европы стран - все как обычно и донельзя привычно.
  
Но пресловутый темп был задан сразу же: швырнув чемодан и наскоро погладив кота, немедленно лечу в центр, где шведская делегация от Progress Productions в лице музыкантов CRYO и SPARK! как раз заканчивала свой ужин в одной из пиццерий. Таким образом, остаток вечера был проведён с пользой для дела и в приятном общении - из лобби отеля все разошлись только в первом часу ночи. Ну и как обычно, Торни притащил пару коробков с дисками своего лейбла - о сугубо рабочих моментах забывать тоже не стоит. 
На обратном пути встречаю все тех же сидящих на бордюре чуваков, один из которых вдруг без всякого повода кидает полупустую бутылку с пивом в стену противоположенного дома. Громкий шум разлетающегося стекла. Зловещие беспорядки по-лейпцигски...
 
 
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ:
(ATARI TEENAGE RIOT, SPARK!, CRYO, LIZETTE LIZETTE, THE PLACEBO EFFECT, MOTOR!K, LES BERRTAS, A PROJECTION, JOACHIM WITT, HAPAX, PARZIVAL, SCREAM SILENCE, STILL PATIENT?, KAELTE)
  
Более-менее отоспавшись, наутро получаю сообщение от Тино Клауса из AMNISTIA: «Буду через два часа!». Вообще, в соответствии с изначальным планом, мое пребывание на NCN 2019 должно было быть комфортным просто до неприличия, ведь Тино вызвался катать меня на своём личном авто все три фестивальных дня, причём в формате «от двери до двери», что, учитывая удаленность Дойцена, стало бы несомненной удачей. Но идеальных планов не существует, да и удача штука непредсказуемая :).
 
Тем не менее, первый день сложился в плане транспортировки моей пятой точки по просторам Саксонии просто идеально - «Опель» Тино проворно катил по магистрали на Хемниц, а мы внутри этой достойного автомобиля предавались глубокомысленным беседам на темы музыки, политики и словообразования. В частности, не так просто оказалось объяснить значение термина «ебеня» (который, безусловно, нужно использовать в отношении географического нахождения NCN) человеку не русскоговорящему - сами попробуйте сформулировать это на английском. Middle of nowhere? Как-то совсем мягко, по-ханжески, да ещё и громоздко. 
 
Тем не менее, немецкие ебеня, остающиеся такими по факту, слабо соответствуют данному определению по сути - Дойцен действительно оказался очень мал (ни одного супермаркета в округе!), но вокруг все зелено, чисто, опрятно. Типичные европейские благолепие и умиротворённость из рекламно-пропагандистских проспектов.
Но Дойцен не всегда был непримечательной деревушкой, во времена кровавого режима ГДР здесь вовсю кипела напряженная трудовая жизнь, создавались новые производства и полноценная инфраструктура для, должно быть, страдающего от всех этих правительственных затей, германского пролетариата. Давно уже нет ГДР, как нет индустрии и рабочих мест - а вот кое что из инфраструктуры осталось. Kulturpark Deutzen, надо полагать, задумывался как культурно-рекреационное пространство для местного населения, которое в свободное от работы в угле-добывающей промышленности время, могло бы прогуливаться среди густорастущих зелёных насаждений, кидать камушки в озера, а также прослушивать концерты местной самодеятельности и лекции о международном положении -  причем, сразу на нескольких сценах. Теперь парк стоит, по большей части, неприкаянным и особенно никому не нужным, да и аренда тут, наверное, копеечная. И именно данное место стало изначальным импульсом к созданию фестиваля NCN, ибо легенда гласит, что Хольгер Тройш, однажды случайно оказавшись в Kulturpark Deutzen, вдруг осознал, насколько перспективной может быть эта локация для проведения музыкальных мероприятий уже в наши дни.
 
Пространство внутри фестивальный зоны и правда выглядело уютно-умиротворяюще: деревья, кустарники, дорожки с разбитым асфальтом, точки по продаже алкоголя с мерчем и платный сортир за 0,5 EUR. Ну, немцы это любят. Между всем этим хозяйством располагались четыре сцены, которые имели трудно усвояемые для русского человека имена собственные, поэтому для простоты ориентировки лучше просто пронумеровать их - и дело с концом.
 
Итак, сцена номер один - главная, расположена в центре приличных размеров амфитеатра. Там были даже скамейки, так что многие концерты можно было наблюдать прямо сидя - очень удобно, учитывая возраст основной массы аудитории. Сцена номер два: классическая фестивальная «этажерка» на просторной поляне, располагалась сразу на входе и не многим уступала главной сцене в плане оснащённости и удобства. Сцена номер три: уже существенно меньших размеров, находилась в глубине фестивальной зоны и стала местом прибежища разнообразных post-punk, coldwave и прочих дарк-хипста проектов. На ней пришлось провести больше всего времени. Наконец, сцена номер четыре, находилась прямо рядышком со сценой №3, в отдельно стоящем пивном садике и представляла собой небольшой пятачок, где все дни наяривали разнообразные dark-folk, martial и прочие исполнители хитов вроде «Солнышко лесное» (на немецкий лад, разумеется).
 
Когда мы оказались внутри Kulturpark, именно здесь уже исполнял свои проникновенные песенки под гитару проект KAELTE, таким образом, именно этот концерт и стал первым из увиденных на NCN2019. Достойное начало - строгое и печальное.
 
В процессе первоначального проведения картографической разведки местности и составления плана дальнейших перемещений (а также возможных путей отхода), я был застигнут врасплох невесть откуда взявшимися Эскилом и Дануччи из COVENANT, которые уже перебывали во вполне боевом фестивальном настроении - бокалы с пивом в руках, глаза блестят. Вокруг ещё ошивались какие-то ребята латиноамериканской наружности, которые также радостно принялись пожимать руки и живо участвовать в разговоре, чем даже вызвали у меня некоторое чувство недоумения. Потом оказалось, что это участники проекта STATE OF THE UNION - каюсь, никогда не был поклонником сего коллектива, а потому не признал. Не очень красиво получилось. Эскил в очередной раз посетовал на то, что никак не получается доехать у них до Волгограда - дескать, очень уж далеко. А ведь так, понимаешь, хочется! (ок – сделаем вид, что поверили). В дальнейшем приходилось постоянно пересекаться с ним на различных локациях и надо отдать ему должное: в отличии от многих других своих коллег (равнодушных, либо дюже занятых, или же просто откровенно унылых), он почти всегда тусовался в толпе и активно ходил по концертам - причём его выбор отличался очень неплохим вкусом (PORTION CONTROL, DIE SELEKTION, MOTOR!K  и тд). 
 
Фактическое же начало фестиваля было обозначено весьма зажигательным выступлением шведской post-punk / gothic rock формации A PROJECTION, которую уже приходилось наблюдать на прошлогоднем WGT. С тех пор мало что изменилось - разве что фронтмен окрасил волосы в радикально чёрный цвет и стал более уверенно держаться на сцене. Даже удивительно, что концерт этих шведов назначили на столь ранний час, ибо представляется, что A PROJECTION на сегодняшний день являются одной из самых интересных gothic-команд «новой волны» с очень сильным и хитовым песенным материалом, который ещё и исполнен харизматичным вокалом. Несмотря на нарочитую мрачность образа и жёсткую жанровую привязку к замогильному пост-панку а-ля JOY DIVISION, музыка группы вполне энергична и почти что «для масс». Я могу отнести себя к поклонникам данного коллектива, а потому прослушал концерт с удовольствием.
 
Перемешаюсь к сцене N2, где уже стартовали LES BERRTAS со своим типичным квази-германским dark-EBM - группа с солидным стажем и определенным статусом среди фэнов стиля, но слишком уж для внутреннего употребления. Комбинация жестких бади-ритмов и параноидального мракобесия а-ля DAS ICH с немецкоязычными вокалами делают музыку LES BERRTAS весьма узкоспециализированной и специфичной на вкус. Зато как модно выглядели оба участника коллектива (один из которых - ну будто вылитый, но помолодевший, Дирк Шейбер из PROJECT PITCHFORK!): бейсболки с прямыми козырьками, узкие джинсы! Им бы среди молодежных пост-индастриал коллективов выступать, а не ортодоксальное дарк-электро наяривать.
 
Потом случился ещё один прелюбопытнейший концерт, который также, как кажется, незаслуженно был задвинут на фестивальные задворки (и где как раз-таки присутствовали участники COVENANT в качестве зрителей). Речь идёт о сете новообразованного проекта MOTOR!K, в состав которого помимо двух безвестных (лично для меня, разумеется) музыкантов, входит один очень известный персонаж - а именно, господин Дирк Ивенс. Бельгийский ветеран яростной индустриальной музыки, каким бы невероятным это не казалось, тоже ведь является живым человеком, который развивается, меняется, и - чего уж там! - явно не молодеет. Вот и у такого прожжённого апологета скрежещущего саунда возникло желание взять в руки гитару и слабать что-нибудь эдакое, забористое, да для души. Нет, заранее пугаться не стоит - несмотря на пару гитар и живые ударные, саунд MOTOR!K отличается интеллигентностью, умеренной психоделичностью и тем самым индустриальными драйвом, который является отличительной чертой почти всех музыкальных проектов Дирка. Тем более, сам маэстро периодически опускал гитару на пол и вставал за свои излюбленные клавиши - куда же без них. Недавний релиз дебютного альбома MOTOR!K прошел до обидного незамеченным, а ведь это очень клевая музыка, которую лишь очень условно можно определить как инструментальный electro kraut rock.
 
Тем временем на сцене N2 готовилась к выходу группа CRYO, которую представлять дополнительно, кажется, уже никому не нужно. О музыкальном проекте Торни Готтберга и Мартина Рудефельта написано в рамках разнообразных статей и репортажей на ресурсе Razgrom Music уже столько, что впору отдельной брошюрой выпускать. Более того: CRYO прочно обосновались в ростере Razgrom Music, поэтому писать хвалебные панегирики группе с собственного же лейбла как-то не с руки. Хотя, если бы меня спросили о лучшем электро-индустриальном альбоме 2019 года прямо сейчас, я бы все равно назвал «The Fall Of Man» - и вовсе не потому что этот релиз был издан, в том числе, и на Razgrom. Просто вот эта мрачная мизантропия и тяжелый привкус тотальной экзистенциональной разочарованности, которые можно назвать одними из главных отличительных черт нового альбома CRYO, сегодня удивительным образом коррелируют с моим собственным мироощущением - ну а мелодистом и сонграйтером Мартин всегда был прекрасным. Однако, как уже не раз отмечалось, концертные перформансы CRYO радикально отличаются от настроения студийных релизов - здесь все максимально доступно, бодро и энергично. Торни, по сути, выполняет роль полноценного MC, часто перетягивая одеяло зрительского внимания на себя, ну а Мартин пытается, что называется, не отставать. С точки зрения фестивального «фана» и получения положительных эмоций такую концепцию шоу можно лишь приветствовать, но если бы у меня была гипотетическая возможность удовлетворить эгоистические потребности, то я предпочёл бы видеть выступление CRYO несколько иным: более статичным, холодным, даже угрюмым. К счастью, нет ни малейшей надежды на то, что эти самые потребности будут когда-либо удовлетворены, ибо, как уже неоднократно было установлено экспериментальным путем, публика на подобного рода фестивалях ждёт исключительно ударных хитов. Особенный интерес в этом смысле представляли новые треки, и «Control», «Sanitarium», «Smile Forever» придали дополнительной динамики выступлению, а вот исполнение «Decay Decay Decay» просто удивило - это был самый вязкий и сложный номер во всем сете CRYO.
 
Ни минуты на отдых - вновь перемещаюсь на малюсенькую на сцену номер 4, где успеваю посмотреть начало концерта PARZIVAL, neo-classical/martial/gothic-проекта с нетривиальной судьбой, который был основан нашими бывшими соотечественниками в Дании и с тех пор успел обзавестись некоторым реноме и умеренной фэн-базой. На обложке последнего на данный момент альбома проекта изображена скульптура Родины-Матери во всей её величественной мощи и красе - видимо, настойчивый зов Отечества слышен в Дании и спустя двадцать лет после эмиграции. На концерт этот заглянул из чистого любопытства, но PARZIVAL, в общем, приятно удивили: эдакое дарк-фолково-думовое гимнотворчество, а фактурный фронтмен с совершенно утробным вокалом и окладистой бородой внешне чем-то смахивал на Джеффа Бриджеса периода «Big Lebowski» (как если бы Dude был фэном не CREEDENCE, а, скажем, LAIBACH). Мрачная и довольно однообразная музыка, не лишенная, тем не менее, некоторого шарма.
 
Вторая по значимости сцена была в этот вечер отдана на откуп разнообразным EBM-проектам, среди которых немцы из THE PLACEBO EFFECT стояли особняком. Эта чрезвычайно древняя индастриал-формация (всего два альбома в 92-94 годах) считается у себя на родине одной из основообразующих как для жанра EBM, так и для всей дарк-сцены в целом, являя собой яркий пример группы, которую нужно было услышать в определенное время и в нужном месте. А поскольку ни того, ни другого не случилось (в начале девяностых мы только-только начинали грызть FRONT 242), то музыкальное творчество THE PLACEBO EFFECT оказалось на далекой периферии моего внимания - и, по всей видимости, очень зря. Как по общей саунд-концепции, так и по театральности концертного шоу, эта группа является неким немецким аналогом SKINNY PUPPY, что стало некоторой неожиданностью (это уже потом Тино отдельно провел небольшую лекцию на тему значимости данного коллектива для электро-индустриальной сцены). Наблюдать за выступлением THE PLACEBO EFFECT было чрезвычайно занимательно: фронтмен с терновым венцом на голове корчил немыслимые гримасы, вращал глазами, дул какой-то цветной дрянью в первые зрительские ряды и сладострастно лапал установленный на сцене манекен. Без манипуляций с флагом США и политических манифестов тоже не обошлось. Да и с музыкальной точки зрения все было весьма приемлемо, вполне себе качественный и старорежимный electro-industrial с шизофреническим уклоном. Один из лучших концертов на всем фестивале.
 
В середине сета THE PLACEBO EFFECT ещё успеваю сбегать на выступление пост-панково-готишных итальянцев HAPAX, от которых не ожидаю ничего особенного (видел их на позапрошлом WGT), но в этом году группа выпустила вполне крепкий альбом «Monade» и было любопытно взглянуть, как она этим материалом сможет распорядится. Прогресс, определено, есть: на сцене всего двое музыкантов (что нормально для подобного рода музыки), которые старательно выводили канонический post-punk с необходимой дозой рок-н-рольного драйва, да и фронтмен стал держаться куда как более увереннее - словом, тут имеем эдакий более рок-ориентированный вариант SHE PAST AWAY. 
 
В описании событий первого фестивального дня пока полностью проигнорированы концерты на главной сцене, и не спроста - происходящее там вызвало, в лучшем случае, лишь полное равнодушие. На сеты SCREAM SILENCE и STILL PATIENT? удалось глянуть лишь мимоходом, обе группы показались весьма посредственными, излишне «металлизированными», а, главное, чрезвычайно архаичными. Кажется, время такого прямолинейного готик-рока безвозвратно ушло.
 
Но, наконец, и на главной фестивальной сцене стало происходить нечто интересное, а именно, выступление шведской EBM-формации SPARK!. О концертах которой также неоднократно случалось писать ранее, более того, посещение одного из них состоялось буквально три месяца тому назад на WGT Warm-Up 2019! Разумеется, ничего с тех пор в концепции концертного шоу SPARK! радикально не изменилось и измениться не могло - все те же маски клоунов, цилиндры и фраки, все тот же максимально разухабистый и весёлый шведскоязычный «бади». Казалось бы, должен этот цирк уже порядком надоесть, но я опять с удовольствием отстоял в толпе зрителей почти весь сет этих поборников pop-EBM саунда, и словил изрядную дозу позитивных эмоций. Полноценным фэном SPARK! себя, все-таки, не назову, но безусловно симпатизирующим группе - это точно. Потому и созерцаю их концерты всякий раз в наипрекраснейшем расположении духа.
  
Главным хедлайнером на сцене N2 в этот вечер был назначен JOAСHIM WITT со своим ансамблем, что совершенно не постижимо для гостей со стороны, но весьма логично и понятно для местного люда. Этот ныне благородный и седобородый мощный старик когда-то был героем западногерманской «новой волны» восьмидесятых, записал несколько хитов национального масштаба (прежде всего, «Goldener Reiter»), а потом про него - как и про подавляющее большинство героев того бурного времени - абсолютно забыли и списали на свалку истории. Однако, то ли чрезвычайно хитроумный, то ли просто-напросто полностью отчаявшийся JOAСHIM WITT, провернул интересную комбинацию – внезапно объявил себя очарованным дарк-сценой и прочей готикой с индастриалами, поклялся в верности чёрному цвету с оттенком бордово-красного и с тех пор не вылазит из лайн-апа профильных фестивалей. И сам дяденька на пенсии доволен - какие ни какие, а все-таки внимание и респект - и промоутеры могут заявить, что теперь забукили звезду общегерманского масштаба. Из уважения к сединам этого (в прошлом) героя дискотек, нужно было заставить себя посмотреть хотя бы несколько треков его выступления, которое в этот раз было особенным, где исполнялся только материал альбома «Bayreuth» (видимо, некий культовый релиз?). Выдержать удалось ровно четыре песни - чрезвычайный профессионализм JOAСHIM WITT и его полноценной группы со всей «кухней» не подвергается ни малейшему сомнению, но анализовать вот эти распевные рулады на немецком с назойливыми гитарками пускай лучше будут поклонники металл-коллективов и прочих CREMATORY с UNHEILIG. 
 
Право закрывать программу на сцене N3 выпало девочке-фрику (у неё даже песня с таким названием имеется, так что в этом эпитете нет ничего обидного) из Швеции LIZETTE LIZETTE, которая уже успела наделать не вполне здорового шума и произвести впечатление не только своим музыкальным творчеством, но и массивным кольцом в носу вкупе с совершенно скандальными видео - полюбопытствуйте на досуге. Ожидалось, что на сцену выскочит эдакая ментально искореженная дамочка, которая сейчас потрясёт публику своей скандинавской гендерной неопределённостью, да ещё какими-нибудь сальностями или извратом шокирует. Однако, ничего подобного: выступление LIZETTE LIZETTE, по большей части, проходило в густом тумане дым-машины и при минимуме освещения, а сама героиня больше походила на застенчивую и расстроенную студентку педуниверситета, которая втихаря решила намалевать губы, нарядится в вычурные одежды и в тайне от всех покорчиться перед зеркалом, дабы немного снять стресс. Ничего шокирующего (кроме, разве что, лысого молодого человека с накрашенными губами за клавишами - но видывали мы и не таких молодцев) в сете LIZETTE LIZETTE, тем более, не было, напротив - эту юную (или не очень?) леди хотелось обнять и простить. Но, может быть, это и к лучшему, ведь за всей визуальной мишурой непосредственно музыкальный материал иногда отходит на второй план - и очень зря. Потому что несколько по-настоящему сильных песен у LIZETTE LIZETTE имеются («Sober Up», «Rest», «Easy Street»), некоторые из них написаны в соавторстве с музыкантами KITE, да и вообще, не заметить определённое сходство двух этих проектов сложно. Можно сколько угодно эксплуатировать образ сумасшедшего фрика и потрясать «плавающей» ориентацией, но без качественной музыки и удачных песен всем этим фокусам грош цена. Так что кольцо в носу - это далеко не главная составляющая проекта LIZETTE LIZETTE.
 
За этим концертом мы начали наблюдать вместе с Мартином Рудефельтом, и потом уже до конца вечера так и тусовали вместе, обмениваясь впечатлениями и обсуждая прошедший сет CRYO. Сразу после шоу LIZETTE LIZETTE мы наткнулись и на саму эту девицу (как ее зовут - Лицетт?) и Мартин предложил сделать совместное фото. Когда я отрапортовался как «Привет! Я Алексей из России!», она мгновенно изменилась в лице и тут же выпалила: «What??! Oh, My God!». Не боись, девушка - я без «Новичка» в кармане, АК-47 сдал в камеру хранения, а икона с Путиным осталась дома на Айзенбанштрассе. Можно и сфоткаться. Кстати, к Путину мы ещё на этом фестивале вернёмся.
 
Самыми-пресамыми хедлайнерами первого фестивального дня были заявлены яростные адепты дигитал-хардкора ATARI TEENAGE RIOT - абсолютно культовый коллектив, имеющий могучую репутацию и околобогемный статус. Считается, что при декларировании пиетета к оному проекту, можно демонстрировать одновременно любовь к экстремально агрессивной и, в то же время, кристально честной и насыщенной эмоциями электронной музыке - да ещё и с политико-просветительским уклоном. Словом, говнарем не прослывешь! Однако, под конец первого фестивального дня общая усталость и событийная перенасыщенность достигли критической точки, поэтому воспринимать все эти душераздирающие вопли голого по пояс мужика и абсолютный музыкальный хаос от ATR было просто невозможно. Скажу больше: как никогда не был я поклонником жанра digital hardcore в целом, и коллектива ATARI TEENAGE RIOT в частности, так никогда, по всей видимости, уже им не стану. Все это слишком в лоб и чересчур дёргано, а политические манифесты так и вовсе кажутся откровенно наивными, словно написанными школьниками старших классов. Хотя многим сет ATR пришёлся весьма по душе - ну это дело вкуса, разумеется.
 
Опять-таки, поскольку с Мартином завязалась задушевная беседа, то мы предпочли отойти вглубь фуд-зоны и присесть на одну из скамеек, где чуть позже и были обнаружены Тино, который, оказывается, уже долгое время искал меня среди толпы со вполне конкретной целью - предложением немедленно поехать домой. Для такого радикального решения, надо сказать, имелись веские предпосылки, ибо градусник термометра показывал всего +11 и на улице становилось все более зябко - а у него ботинки на тонкой подошве. Да и меня, честно говоря, после волгоградских +26 эта немецкая холодрыга начинала немного выбешивать - аж зубы стучат. Поэтому на выступление WAYNE HUSSEY (THE MISSION, THE SISTERS OF MECY) мы решили не оставаться, а убыть обратно в тыловой Лейпциг, где и набраться сил перед завтрашним, главным фестивальным днём. 
Все было расписано на субботу по минутам - но в итоге планы пошли прахом. 
 
ВТОРОЙ ДЕНЬ
(LAIBACH, PORTION CONTROL, SHE PAST AWAY, MINUIT MACHINE, WOLFGANG FLUR, IN STRICT CONFIDENCE, CLAN OF XYMOX, IN SLAUGHTER NATIVES, ACTORS, NEUROTICFISH, FADERHEAD, DESPERATE JOURNALIST, ROSI, HATZER, WIRES & LIGHTS, HAR BELEX, STATE OF THE UNION, SHIV-R, THE CASCADES, RROYCE, FIELDS OF MILDEW, THE ARCH)
 
Суббота самый насыщенный день NCN, концерты начинаются невероятно рано, в районе двенадцати утра, а заканчиваются далеко за полночь. К такому марафону нужно быть заранее готовым как ментально, так и физически, проводить определенную форму аутотренинга с обязательным выводом: сдюжу, смогу. Но, как в песне поется, «Воля волей, если сил невпроворот» - безмятежно дожидаясь Тино, получаю от него сообщение обескуражевающего содержания: «Чувак, я заболел после вчерашнего, у меня температура. Я никуда сегодня не поеду – буду отлеживаться. Очень сожалею».
 
Ох, как это не вовремя! Впрочем, главное, это пожелать скорейшего выздоровления Тино, но и о себе тоже забывать не стоит - как теперь до Дойцена добираться? Но ориентируюсь быстро, тут же связываюсь с соотечественниками из Нижнего Новгорода, Романом и Эдом, одними из совсем немногих российских визитеров на этом фестивале, и дальше мы путешествовали в Дойцен и обратно уже все время вместе, посредством использования пригородных поездов. В каком-то смысле, даже хорошо, что так получилось - пребывание исключительно в тепличных условиях излишне расхолаживает, лишает многих важных впечатлений от мероприятия в целом, да и с ребятами на родном языке удалось вдоволь пообщаться.
 
К моменту нашего прибытия на фестивальную локацию, концертная программа уже стартовала и на главной сцене пританцовывал мужик в страшенной маске мухи (или это было другое насекомое?), который фигачил минималистичное и сухое «бади» с анахальтовским привкусом. Но это был именно что привкус, а так, несмотря на подчеркнутую лаконичность и безусловную вторичность происходящего, музыку проекта HATZER (а это был именно он) никак нельзя назвать безнадёжно глупой и однообразной - для поклонников жанра ортодоксального EBM, этот проект, как показалось, весьма годный. И понятно почему - ведь «под мухой» скрывается фротнмен JAGER 90 Торалф Дитрих, который замутил HATZER в качестве собственного соло-проекта. Найти разницу между обоими проектами, правда, не так просто - но и не факт, что нужно.
 
Параллельно на парковой сцене N2 стартовал сет швейцарской synth-pop группы RROYCE, которая пользуется умеренной популярностью у адептов стиля и прочих «депешистов» - правда, сложно сказать, заслуженно ли. Сам я в подобного рода музыке уже ни черта не понимаю и слежу за ней постольку-поскольку, но эти трое великовозрастных мужчин в пиджаках с внешностью успешных яппи и их немудреные синти-поп рулады не вызывали ничего кроме улыбки. На этом выступлении я предпочёл выпить кофе, который на этом фестивале был на удивление хорошим.
 
Первым на «хипстерской» сцене N3 оказался post-punk проект WIRES & LIGHTS из Берлина, все участники которого выглядели бессовестно канонично для данного жанра и гипер-модно, отчего на сцене они казались неким собирательным образом всех пост-панк коллективов мира. Одна беда: их музыка хотя и не абсолютно безнадёжна, но чрезвычайно предсказуема, не богата на хиты и даже мало-мальски запоминающиеся мелодии - старательные и делающие все по правилам, но не шибко талантливые ребята. Таких среди немецких групп много.
 
Вообще, в начале этой немилосердно длинной субботы приходилось экономить силы и не растрачивать их попусту на не слишком интересные концерты - благо, таких в первой половине дня было предостаточно. Вот и ещё один из них - на главной сцене выступали бельгийские ветераны THE ARCH. Группа с богатой историей и статусом ветеранов сцены, но кто о них знает, кто слушает, кто покупает их релизы? Наверное, такие люди есть, но я не знаю ни одного - как, кстати, никогда не получал заказов на релизы THE ARCH. По идее, группа начинала с new wave, но сейчас играет некое неспешное готик-роковое месиво лишь с легким электронный флером, а лысый фронтмен, к тому же, носит потешный чёрный оутфит, где манжеты с отворотами - ну совершенно недопустимая же штука. Убежал с их концерта восвояси.
 
Затем практически параллельно на двух сценах стартовали пост-панки ROSSI и мои давешние собеседники, верно политически подкованные американо-колумбийцы из STATE OF THE UNION, которые должны бы были играть классический future-pop, но деле лабали не очень вразумительный synth-rock. Испытывая определённую симпатию к этим ребятам после вчерашних посиделок, отправился посмотреть на их выступление, но ушел после пары-тройки треков - грохочат во все стороны, даже старые треки вот этими гитарами-барабанами превратили в кашеобразный рока-попс. Зато какую крутую «картинку» дают ребята на сцене - Рикки Мартин, Тимати и Билан в одном лице на, увы, неблагодарной ниве электро-попа.
 
Поэтому перемещаюсь на сцену N3, где с удовольствием вкушаю пост-панковой депрессии от группы ROSI, о существовании которой я и не подозревал до этого фестиваля. Между тем, проект оказался достойным всяческого внимания, хотя, на первый взгляд, также лишённый яркой индивидуальности (двое музыкантов ординарной наружности на сцене + драм-машина - эта формула уже вязнет на зубах), но делающий своё пост-панковое дело грамотно и со вкусом. Саунд ROSI может показаться излишне минималистичным, но, по некой не вполне ясной причине, очень часто именно вот такие лаконичные со всех точек зрения группы звучат более цепко и вызывают больше симпатии, чем полноценные готик-рок бэнды в боевой экипировке и с целой толпой музыкантов. Вообще, этот проект из немецкого Билефельда стал одним из самых приятных открытий NCN2019 - обязательно надо будет ознакомиться со студийными релизами ROSI.
 
Мельком заглядываю на главную сцену, где играли свой гортанный и натужный готик-рок (или даже готик-металл) THE CASCADES - ещё одни заслуженные, но ныне мало кому интересные ветераны немецкого андеграунда. Как они оказались на этом фестивале - большая загадка. Возможно, чтобы угодить немногочисленными металхэдам, или просто для количества. Впрочем, не мне судить о подобного рода музыке.
 
От безысходности перемещаюсь на дальнюю сцену N4, где некоторое время наблюдаю за двумя молодыми людьми с каменными физиономиями, которые под акустическую гитару насуплено распевали песни о конце всего сущего. Очень хорошо – обо всех этих проблемах пришлось немедленно задуматься. Потом уточнил, проект назывался FIELDS OF MILDEW. Больше не знаю о нем ничего - но играйте еще, ребята!
 
Очередной проходной слот образовался на выступлении готик-унца / псевдо-индастриал ансамбля SHIV-R, под управлением высоченного и тощего австралийца Пита Крэйна (на сцене ещё и красноволосая девица за клавишами наличествовала). Подобное ультра-коммерческое и дуболомное dark electro для готических танцплощадок должно бы существовать в соответствующих резервациях, а вот на большой парковой сцене NCN смотрелось и слушалось не очень то уместно. Вообще мимо.
 
На третьей по значимости сцене события развивались куда как более оптимистично, там стартовал сет британской формации DESPERATE JOURNALIST, в которой четверо участников были равномерно распределены по гендерному признаку. Хотя это всегда немного «неспортивное поведение» со стороны любой группы, когда место за микрофонной стойкой отдаётся кукольно-няшной фронтгерл, которая просто по умолчанию концентрирует на себе повышенное внимание аудитории и заставляет всех фотографов сосредоточится в одной точке. Наблюдать за этой до прозрачности белокожей и милой девушкой со сбитыми коленками было и правда приятно, тем более, что кроме симпатичной физиономии она демонстрировала недюжинные вокальные данные - просто высокий класс, топ уровень. Но вот в чем загвоздка: DESPERATE JOURNALIST хотя и имеют некоторое отношение к новонародившейся post-punk сцене и порой используют элементы из post-rock и shoegaze, но, по сути же, играют вполне себе мейнстримовый indie-rock, который способен отлично работать на куда более коммерчески ориентированных и больших фестивалях. Для самой группы такой богатый внутренний потенциал является однозначным преимуществом, но людей далеких от альтернативно-роковых запилов, которыми так славится земля Британская, подобная концепция, вполне возможно, несколько отпугнёт.
 
Поэтому дожидаться окончания сета DESPERATE JOURNALIST я не стал, а переместился в Amphibuhne, где с минуты на минуту должен был начаться концерт «кумира миллионов» - немецкого synth / future-pop проекта NEUROTICFISH, который просто безумно почитаем у нас в стране, и заказы на релизы которого, как раз-таки, сыпятся как из рога изобилия. Дабы не вызывать гнев Саши Марии Кляйна, который всех уже достал своим программным лозунгом «EBM is dead», не будем причислять его детище к похороненному им же жанру, хотя по факту это сделать стоило бы - «бади» элементов в музыке NEUROTICFISH предостаточно. И данное обстоятельство, как кажется, является одним из залогов успеха проекта, ведь помимо душевной мелодичности и распевных вокалов (от которых так хочется жить), музыка NEUROTICFISH ещё и чрезвычайно динамична, а также обладает умеренной агрессией, что выгодно отличает ее от порой нудноватых наигрышей «классических» synth-pop групп. Поэтому немудрёные по драматургии и визуализации концерты этого проекта (на сцене помимо весьма упитанного ныне Саши ещё только клавишник Хенниг Верлаге) воспринимаются весьма неплохо, а общую предсказуемость происходящего компенсирует изрядное количество хитов в арсенале NEUROTICFISH. Единственный из концертов «старорежимного» future-pop, который вызвал симпатию за очень долгое время.
  
Будучи не в силах выкинуть из головы чарующие звуки гитары, вновь возвращаюсь на дарк-фолковый дворик, где троица жгучих брюнетов средних лет исполняла все те же песни о конце всего сущего - только теперь уже на испанский лад. Но чем особенно интересен дарк-фолковый проект HAR BELEX (а это был именно он)? А тем, что в его составе обнаруживаются двое персонажей, которые, казалось бы, должны быть крайне далеки от подобного рода музыки - а именно Manix S. (PAIL) and Salva Maine (CULTURE KULTUR). Такие вот метаморфозы невесёлых мужчин предпенсионного возраста в поисках новых смыслов и ускользающей духовности.
 
Но стоит уже отдаться ритмам всепоглощающего рок-н-ролла и безудержного веселья, и концерт канадского квартета ACTORS тут станет отличным подспорьем. На прошлогоднем WGT эта группа стала одним из главных открытий, и даром что по документам играет минорный post-punk / new wave - на их концерте зал ходил ходуном! Ситуация полностью повторилась и здесь, в Дойцене, а сет ACTORS можно назвать одним из самых энергичных и позитивно заряженных на всём фестивале, что - тут можно лишь повториться - для подобного рода групп является большой редкостью. Песенный материал у них крепкий, выступают весело, выглядят клево - словом, потенциала для развития у ACTORS хоть отбавляй. Эти канадцы - одни из моих персональных фаворитов.
 
ACTORS выступали параллельно с ещё одним героем шварц-танцполов FADERHEAD, поэтому почти весь сет этого мордатого немца с ирокезом на голове пришлось пропустить, но переживать из-за данного обстоятельства точно не стоит. Впрочем, источать язвительные ремарки в адрес проекта тоже нет особенного желания, ибо несмотря на прямолинейное и строго коммерчески ориентированное dance-hard-electro, музыка Сэми порой не лишена странной притягательности и выгодно отличается от подавляющего большинства пластиковых поделок германских клонов. Так что на огонёк к FADERHEAD я все-таки заглянул – ну а там вот эти вот песни про german clubs, freaks & underground и прочий eins-zwei-drei. Парень очень комфортно себя чувствует в (для многих весьма тесных) рамках субкультуры и никуда рыпаться за их границы даже не помышляет.
 
Что-то подобное можно написать и по адресу канонического уже готик-рок проекта CLAN OF XYMOX, который в шесть часов вечера начал своё выступление на главной сцене. Рони Мурингс с тяжеловесной дамой на бас-гитаре по имени Мойка и прочими сотоварищами сегодня выглядят восковыми копиями самих себя толи десятилетней, то ли двадцатилетней давности. С одной стороны, это, наверное, хорошо - стабильность признак класса! - но для того, чтобы вот так невозмутимо и безумно скучно наяривать одну и ту же длинную и грустную песню на протяжении стольких лет, нужно обладать каким-то особенным таланом. Которого у CLAN OF XYMOX, кажется, в избытке. И сколько бы раз я не оказывался на концерте этого коллектива, всегда не очень понимал, что же теперь делать: то ли перекусить, то ли выпить, присесть отдохнуть, или изучить публику вокруг. Вроде бы, и песни хорошие у группы имеются, и музыка с претензией на элитарность - немедленно уходить не хочется. Напротив - присутствует желание воздать должное одним из отцов стиля. Но очень быстро оптимизм улетучивается и становиться откровенно скучно. Так произошло и на этот раз.
 
Зато совсем не было скучно на вопяще-гремящем перформансе шведского noise/industrial проекта IN SLAUGHTER NATIVES, на шоу которого нежданно-негаданно оказываюсь уже во второй раз за квартал (предыдущий раз случился в июне 2019 года на вэгэтешном EBM Warm-Up). Но если на WGT лишь мельком удалось узреть этого харизматично-жилистого и лысого шведа с финской фамилией Хавукайнен на сцене, ибо малый зал Felsenkeller тогда был переполнен просто всклянь, то на NCN пришлось ознакомиться с творчеством сего гражданина более предметно. Его яростный рык в микрофон и страстные мелодекламации забыть трудно, а ритмическо-шумовые импровизации словно бы наставительно вещали о том, что настоящая индустриальная музыка - это вовсе не про танцы. Весьма познавательное выступление.
 
Дальше далеко ходить было незачем (ходя дистанции на NCN в любом случае потешные), ибо концерт французской девичьей coldwave формации MINUIT MACHINE был назначен на соседней «хипстерской» сцене, до которой было секунд тридцать лёгким шагом. Не скрою - посмотреть на выступление Хелен и Амадин хотелось особливо, и не только потому, что фемины приятные (с этим, однако, тоже можно согласиться), а, прежде всего, из-за того, что давно уже считаю MINUIT MACHINE одним из топовых проектов на всей новонародившейся тинейджерской coldwave сцене. Пожалуй, причислю себя даже к полноценным фэнам - чего тут стесняться. Да, музыка немного девчачья, порой мелодраматично-страдальческая, с чрезмерным надрывом, но - редко приходится употреблять подобный эпитет - определенно талантливая. У мадмуазелей только что вышел третий по счету альбом «Infrarouge», вот с него много песен и играли, не забывая разбавлять старыми хитами - все как обычно. Амадин презрела все субкультурные условности и напялила на себя чёрную футболку с большим логотипом ADIDAS - вот она, разнузданная готика 21 века. Какие уж тут манжеты с отворотами... Возможно, для иного стороннего наблюдателя шоу MINUIT MACHINE смотрелось весьма обыденно - топчутся себе две дамочки на сцене и все тут - но фестивальная публика принимала их весьма горячо.
 
Уже к концу сета MINUIT MACHINE начало происходить то, чего более всего опасаешься при посещении open-air фестивалей - погода начала ощутимо портиться, и с ещё с полудня мрачных саксонских небес хлынул столь неуместный в данных обстоятельствах дождь. Выступление француженок я стоически досмотрел, но на игравших параллельно готик-ветеранов PINK TURNS BLUE уже не пошёл, а мрачно скрывался под навесом в пивном садике, проклиная местный климат - в Волгограде было в это время +26 и солнце.
 
Но сделать вылазку на главную сцену таки пришлось, ибо уделить хоть какую-то толику внимания былым кумирам IN STRICT CONFIDENCE было необходимо. Когда-то я был die-hard фэном этого проекта и до сих пор иногда вспоминаю злой и тотально индустриальный сет ISC на московском фестивале May Thunder в 2004 году, но с тех пор много разных жидкостей утекло... Деннис Остерманн трансформировал свое детище в глянцевый готик-электро проект, набрал фетиш-девиц на саппорт и напялил на голову шапку с висящими кисточками, отчего стал похож на героя Бондарчука из «Даун-Хаус». На альбомах ISC по-прежнему хватает удачных песен - но что с того? Меня хватило только на пятнадцать минут этого представления, а дальше ушёл вновь скрываться от непогоды и молиться об окончании дождя, ибо замаячила реальная перспектива что три главных концерта этого вечера будут безнадёжно испорчены.
 
Ещё одно неприятное обстоятельство заключалось в том, что концерты PORTION CONTROL и SHE PAST AWAY должны были начаться почти одновременно, а увидеть обе группы непременно хотелось. К счастью, осадки начали потихоньку сходить на нет, но все равно пришлось бегать между двух сцен под слегка моросящим дождиком.
 
Поскольку моих всегдашних фаворитов PORTION CONTROL приходилось наблюдать уже неоднократно, то начать решаю со столь модных ныне истуканов-турецкоподданных. 
Почему истуканов? Да потому, что весь концерт эти двое наследников Османов простояли на одном и том же месте с совершенно каменным выражением лиц - ну а что поделать, блюдут честь и стиль. Ведь в подобного рода нью-готике так принято и даже обязательно к исполнению. Ладно, музыканты SHE PAST AWAY одни из немногих кто могут себе это позволить и при этом не выглядеть напыщенными дураками - мертвенно-холодная статика стала базисом для всего их творчества в целом. Эти турки нынче велики и сильны как никогда, пожалуй, их можно причислить к одним из самых востребованных и влиятельных проектов на всей современной дарк-сцене. И, в общем, по праву, ибо саунд у SHE PAST AWAY, несмотря на всю свою внешнюю простоту, действительно уникальный, а спутать звучание группы с кем-то ещё почти невозможно - по нынешним временам это огромное достижение. Балансируя на грани post-punk, coldwave (а теперь уже и minimal-EBM) и озадачивая слушателя бубнящим вокалом и лирикой на турецком, группа смогла вскарабкаться действительно высоко. Долго ли удержится или все-таки упадет?
 
Несмотря на то, что на статичное шоу турок была обращена основная доля внимания, оставить PORTION CONTROL на произвол судьбы на сцене N2 было никак невозможно, поэтому приходилось активно перемещаться и прыгать между луж. Седовласые мэтры определяют собственное музицирование как hard-rhythmic electronics, и эта формулировка всегда казалась очень удачной и емкой, куда как более точно отражающей сущность проекта, нежели трафаретные эпитеты вроде Industrial и EBM. Насколько могу судить, PORTION CONTROL играли ровно ту же программу, что и три месяца назад на WGT, но если тогда удалось увидеть только первую часть концерта, то теперь его завершение - так что паззл собрался. Причём, в завершении своего сета группа сыграла как раз несколько самых удачных треков вроде «Dead Star» и «Addiction Is Rising», так что свою долю тяжелой и ритмичной электроники от культовых британских дедов я все-таки получил. И, пожалуй, если бы мне предложили выбирать из двух параллельных концертов лучший, я бы все-таки нажал клавишу с надписью PORTION CONTROL. Очень уж круты ветераны.
 
Ну а потом пришла пора внутренне подтянуться, раскрыть пошире близорукие глазёнки и радостно потереть ладони в предвкушении - эх, давно подобных чувств испытывать не приходилось! Время LAIBACH, время для большого концерта. Собственно говоря, именно наличие LAIBACH в числе участников NCN 2019 стало главным триггером решения о поездке на фестиваль, ибо эти словенцы остались единственным «белым пятном» на большой карте моих «индустриальных» скитаний по городам и странам в поисках кумиров отрочества и молодости. Ни разу не приходилось бывать на их концертах - а всегда так хотелось.
 
Сам по себе букинг LAIBACH - событие экстраординарное. Не секрет, что группу много раз пытались приглашать на другие профильные фестивали, но промоутеры всякий раз получали отказ с мотивировкой «Данное мероприятие нам не интересно». Честно говоря, удивляться такому ответу не стоит - LAIBACH являются весьма самодостаточным и пластичным арт-проектом, обитают в принципиально другой музыкальной лиге, катаются в Северную Корею с концертами и точно чхать хотели на какую-то там дарк-сцену. Каким образом Хольгеру удаётся приглашать их на NCN - тайна великая есть. 
 
Ожидать от сета группы можно было чего угодно, вплоть до симфонических импровизаций и мартиало-эмбиентных причитаний (на что-то подобное я и настраивался), но вот к чему оказался совершенно не готов, так это к полноценному, провокационному и действительно «индустриальному» best-of шоу – почему-то казалось, что LAIBACH до такого уже не снизойдут. Были «Alle Gegen Alle», «Geburt Einer Nation», «God Is God», «Tanz Mit Laibach», и многие другие классические номера «тоталитарного искусства». От оригинального состава группы остался один «будёновец» Милан Фрас, но LAIBACH давно уже превратились в творческую лабораторию, через которую проходит масса людей и, что удивительно, это только идёт проекту на пользу - все эти славянской внешности бэк-вокалистки и остальные музыканты нового созыва выглядят в рамках общей концепции LAIBACH весьма органично.
 
Максимальная провокативность всегда была идеологической основой LAIBACH, а тонкий троллинг они возвели просто в абсолют - вот и в этот раз казалось, что вся программа и видеоряд были выстроены специально для немецкой аудитории (кстати, слово «Германия» не было произнесено не разу - только Саксония): упор на немецкоязычные треки, много материала с «Iron Sky», отсылки к варварам, которые сожгут все Диснейленды, и громогласное «салам алейкум» после завершения концерта. Досталось на орехи и Владимиру Владимировичу - причём, этот эпизод реально резанул по глазам и несколько смазал общее впечатление от шоу (дело тут, разумеется, вовсе не в личных симпатиях). Где грань между удачной арт-провокацией и целенаправленной пропагандой сугубо субъективной точки зрения по отношению к конкретно обозначенной персоне? Исполнение «Sympathy For The Devil» (чувствуете намёк?) сопровождалось инфернальной проекцией Путина, трансформирующегося в некого условного Сатану с кошачьими глазами - такой вот очередной триумф нашей внешней политики и промо-компании президента. Известно ведь, что негативная реклама зачастую более эффективна, нежели запуск в небеса розово-сопливых пузырей. А то еще, не ровен час, кто-нибудь из не очень идеологически устойчивых немцев, вдруг подумает, что именно такой типаж национального лидера только и сможет защитить оказавшиеся под угрозой местные Диснейленды?
 
Бесконечный скулёж в адрес Трампа, который приходится наблюдать на музыкальных (!!) фестивалях последние несколько лет, достал донельзя (кстати, мои друзья из AMNISTIA тут тоже отличились - и с Тино был разговор) и всегдашняя аргументация по поводу выражения гражданской позиции тут абсолютно надуманна - демонстрировать ее куда уместнее в другое время и в другом месте. А еще, одно дело, когда в завуалированной и глумливой форме (как в случае с роликами из «Iron Sky» и кадрами старой кинохроники) обыгрываются даже самые щекотливые политические темы, и совсем другое, когда напрямую, в лоб, выводится фото Путина, Трампа, Навального или ваше собственное. Политика - неприятное, тяжёлое и чрезвычайно конкурентное занятие, где цель оправдывает средства и заниматься которым в белых перчатках просто невозможно. Для порядочного человека там, пожалуй, в принципе нет места, поэтому к чрезвычайно наивному, но логичному и последовательному лозунгу FADERHEAD «No Guns! No Flags! No Bullshit!» (спел он эту песню и здесь) симпатий куда больше - ну, верит человек, что все люди братья и все у нас будет хорошо. Это хоть и глупо, но прекрасно. А вот когда ты начинаешь маневрировать, рассказывать, что вот тот конкретный дядя скверный, он источник всех бед, а наш то совсем другой, источает флюиды добра и радости - это шляпа полная. Таким образом сам становишься звеном политической пропаганды, в какую бы сторону она не была направлена. Считайте это официальным политическим заявлением Razgrom Music - первым и последним :).
 
У LAIBACH недавно ведь тоже появился свой эффектный слоган «Make The Earth Great Again!», да только вот планета Земля никогда не была приятным и комфортным местом для хомо-сапиенс, регулярно сотрясалась мировыми войнами и прочими кровавыми забавами, и что имеют ввиду под вот этим «again» словенские мыслители - совершенно не ясно. 
Вышеизложенные сентенции могут создать впечатление об определённом разочаровании шоу LAIBACH, что, конечно же, будет полной ерундой - наоборот, глядите-ка, сколько текста ветераны-провокаторы вынудили на себя потратить. Значит, все правильно сделали. Нет, концерт LAIBACH стал для меня одним из самых значимых музыкальных и культурных событий за последние несколько лет, а за исполнение любимой «Eurovision» отдельная сердечная благодарность - спеть вместе с ними «Europe is falling apart!», находясь в этой самой Европе, дорогого стоит.
 
После столь феерического концерта наступило вполне объяснимое состояние внутренней опустошённости и ощущение логического финала большого фестивального дня, тем более, что ближайшая электричка до Лейпцига должна была уйти через 20 минут. Однако, на сцене N2 был заявлен ещё и специальный ночной сет Вольфганга Флюра, в прошлом участника легендарных KRAFTWERK, причём, «золотого периода» этой группы. Я ещё пацаном помню фотографии этого, тогда ещё весьма молодого человека, а нынче упитанного и немного грустного дядечки, на обложках «Trans-Europe Express» и «Die Mensch-Maschine». Как впоследствии выяснилось, он был, скорее, чем-то вроде техника в группе и практически не принимал участия в написании музыки, да и после ухода из KRAFTWERK ничем особенным не отличился, кроме единственного соло-альбома «Eloquence». Тем не менее, когда ещё случится увидеть такого уважаемого товарища на сцене? Поэтому, скрепя сердце, остаюсь и на шоу WOLFGANG FLUR, которое выглядело ровно так, как и ожидалось - одинокий герр Флюр на сцене с лэптопом в сопровождении видеоряда. Но было трудно предположить, что почти весь этот видеоряд будет состоять из старых фото-нарезок KRAFTWERK с нашим покорным слугой в составе: вот он жмет клавиши на сцене, тут делают робота с его внешностью, а здесь он чего то сосредоточенно паяет и тд. Как-то грустно за этим было наблюдать... Ещё удивительно, что Флюр имеет права на многие классически треки KRAFTWERK, некоторые из которых были сыграны в особенных «авторских» ремиксах. Но то ли время было позднее, то ли сил после столь насыщенного дня уже не осталось, или же все эмоции были потрачены на LAIBACH, но адекватно воспринимать шоу этого ностальгирующего ветерана было очень трудно. А тут ещё старое-доброе ретро-электро сменилось на громыхающее и прямолинейное техно, поэтому ожидать следующую электричку, которая была назначена аж на полтретьего ночи, вся наша русская делегация предпочла на скамеечке в пивном садике, общаясь и делясь впечатлениями о прошедших концертах.
 
В какой-то момент возле нас остановилась неизвестная дама, которая стала пристально прислушиваться к разговору, а потом неожиданно спросила: «Excuse me, you are speaking Russian?”. Получив утвердительный ответ, она с нескрываемым удивлением переспросила: «So, you are Russians?!”. Возможно, с моей стороны было немного невежливо отвечать народным анекдотом «Ничто не выдавало Штирлица в Дойцене, кроме волочащегося за его спиной парашюта» - после чего вся наша русская компания рассмеялась. Дама эта, однако, ещё долго не отставала, пыталась дискутировать на тему «мрачных времён» ГДР и СССР, и как-то очень ощутимо расстроилась на уточнение, что определение «gloomy times» для нашего поколения куда более уместно применительно к девяностым годам прошлого века, а вовсе не к эпохе позднего СССР. Да и другие вопросы были странными - а откуда вы вообще узнали об этом фестивале? Это ведь не WGT, а небольшой семейный фестиваль... Что тут скажешь - странная, взбалмошная женщина нам попалась.
 
Уже в глубокой ночи идём на станцию, где встречаем жирную и рыжую лису, бесстрашно снующую по перрону и железнодорожным путям и с любопытством поглядывающую в нашу сторону. Это был просто адский по интенсивности день - как подготовиться к следующему?
 
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
(COVENANT, HAUJOBB, DIE SELEKTION, THE KVB, DE/VISION, BLACK NAIL CABARET, TRAITRS, MONOLITH, HEAVEN 17, ZWEITE JUGEND, ADAM IS A GIRL, TOMMI STUMPFF, IN GOWAN RING)
 
Утром ни на что времени уже не остаётся - поспать хотя бы часов до десяти, а потом снова бежать на вокзал. Ритм сумасшедший.
 
Уже в поезде понимаю, что русских земляков тут нет - потом выяснится, что они на него банально не успели. В спешке и я забыл прокомпостировать купленный билет, что в Германии приравнивается к поездке «зайцем». Но контроллер лишь улыбаясь качает головой и даже не поднимает тему о штрафе - а я горячо оправдываюсь, что сильно устал и не выспался. Сидящие рядом музыканты проекта SHIV-R участливо наблюдают за всей этой сценой и тоже начинают улыбаться. Какие все с утра добрые и благостные.
 
Сойдя на дойценской платформе в компании многих иных «людей в чёрном», слышу позади окрик: «Hey, Mr.Razgrom!”. Оборачиваюсь - а это Лука и Ханнес из DIE SELEKTION. Встреча неожиданная и тем более забавная, что на мне была майка с российского тура DIE SELEKTION, которую сами ребята мне в Волгограде и подарили (а потом сразу два (!!) человека на фестивале настойчиво спрашивали, где такую можно купить). Один мой друг как-то сказал, что когда он читает о регулярных и разнообразных совпадениях в моих историях о различных фестивалях, то ему кажется, что я их просто-напросто сам и придумываю. Уверяю – нет, придумываю.
 
Вместе идем до Kulturpark, где продолжительное время ищем отдельный вход для артистов. Поскольку ребята первый раз оказались в Дойцене, то ориентировались тут куда хуже меня, поэтому вызываюсь помочь им с пешими перемещениями - да и чемоданы помог дотащить. В итоге неожиданно оказываюсь на территории феста через вот этот чёрный ход. Однако, дальше наши пути расходятся - им в гримерку, мне в сад.
 
В результате оных приключений прибыть на фестивальные площадки своевременно не получилось, поэтому концерты на нескольких из них уже шли полным ходом. На сцене номер 2 находилось некое трио, где девушка с черным каре блаженно улыбалась и чего-то пела, а двое мужиков ей активно подмахивали. Впопыхах я даже не понял, кто же это такие и после прослушивания пары треков, которые были не то чтобы плохие или хорошие, а, скорее, просто никакие, решил убыть на хипста-сцену. Потом вспомнил лицо фронтменши и догадался, что это была группа ADAM IS A GIRL, с которой сильно дружат музыканты DE/VISION и даже подтянули их на свой лейбл. По только им одним ведомым причинам...
 
На сцене N3, тем временем, уже вовсю рубились голландские пост-панки TRAITRS, выступление которых, как раз-таки, пропускать не хотелось. Группа очень годная, одна из самых заметных вот в этой волне гитарно-драммашиного минимализма, которая нынче нарыла дарк-сцену с головой. Очень актуальный саунд из стенаний а-ля ранний Роберт Смит и насупленного колдвейва в русле вчерашних турецких товарищей, ну и фронтмен у TRAITS весьма харизматичный - хорошо, что все-таки удалось успеть на их концерт. Вообще, на этом NCN можно выстроить своеобразную логическую цепочку из подобных проектов: HAPAX – ROSI – SHE PAST AWAY – TRAITRS. 
 
Мельком проглядев список уже отстрелявшихся групп, понимаю, что сожалеть не о чем: без лицезрения печальных ANY LEAVE и архаичных готик-рокеров PLASTIC AUTUMN и ATOMIC NEON прожить точно можно. На некоторое время заглядываю на главную сцену, где ещё стучали своё сухое и сверхмеры ортодоксальное EBM немцы ZWEITE JUGEND в футболочках от Fred Perry. У этой группы очень забавная и геометрически расчерченная музыка, крайне узкоспециализированная и до безобразия немецкая, но для упёртых бади-фэнов представляющая определённый интерес. Присев на лавочку, некоторое время слушаю этих ребят и притоптываю ножкой. Рядом сидит вчерашний Торалф из HATZER и делает то же самое. Ну а что ж - это же проекты-соратники.
 
Первым концертом, который хотелось посмотреть от начала и до конца, были BLACK NAIL CABARET, любимые протеже Дэниела и Даяна из HAUJOBB. В своё время музыканты HAUJOBB издали два альбома BNC на своём лейбле, а также хорошо вложились в саунд-продакш и промоушен этого доселе абсолютно неизвестного проекта из Венгрии (а ещё вокалистка Эмке исполнила большинство партий для альбома ARCHITECT – «Mine»). Эта обладающая чрезвычайно своеобычным голосом мадьярка с рубленными чертами лица и кошачьей пластикой с лёгкостью может концентрировать на себе самое пристальное внимание аудитории, а непосредственно музыкальный материал BLACK NAIL CABARET, варьирующийся от меланхоличного darkwave до энергичного electro-pop, настолько хорош, что позволяет назвать сет группы одним из лучших на всём фестивале. Весьма драматичное и эмоциональное выступление от одного из немногих действительно крутых электронных проектов из Восточной Европы - как на этом фестивале в частности, так и на дарк-сцене вообще.
 
Далее на главной сцене оказался некто TOMMI STUMPF со своей бандой аккомпанирующих «штумпиков», которые устроили настолько дикое представление, что впору было то ли валиться оземь от хохота, то ли стыдливо отводить глаза. Этот господин, наверное, многим известен по мега-хиту «Massaker», ну и вообще, вроде как, считается одним из зачинателей прото-EBM и чуть ли не опередившем своё время персонажем. Неизвестно, насколько удачно проходили его концерты в момент броска через временные тернии и насколько круто он тогда выглядел, но сейчас это рыхлый дядька с мутным взглядом в жилетке с тысячью карманов а-ля Вассерман и гитарой характерного «рокерского» дизайна. Остальные музыканты выглядели не менее комично, но также старательно пытались эксплуатировать брутальные образы героев хэви-метал. О музыке сказать ещё сложнее - это было нечто хаотичное и гитарообоазное, с невнятной электронной подложкой на заднем плане. Но точно не прото-EBM. Скорее, абсолютный трэш, настолько незамутненно и бесхитростно поданный, что даже рождал некоторую симпатию к его потрепанным авторам. Время, которое опередил Штумпф, обошлось с ним крайне немилосердно.
 
Пока «восставший из ада» TOMMI STUMPF пугал народ на Amphibuhne, на уютной сцене N4 колошматил ядреный rhythmic-noise проект Эрика ван Вондерхейма MONOLITH, и именно туда я немедленно отправился. Лошадиные дозы подобного рода музыки выносить уже непросто, но в умеренных количествах качественный ритмик-нойз оказывает вполне благотворное влияние даже на экс-депешистов и беременных женщин. А разве приходиться сомневается в эталонном качестве слоновьей музыки MONOLITH? Так что остался до окончания сета бельгийского мастера индустриального лязганья.
 
Далее последовал еще один неприятный временной отрезок, обусловленный одновременным нахождением на сценах HAUJOBB и DIE SELEKTION, одних из самых интересных проектов на всём фестивале. Ещё утром на пути следования к локациям NCN, Лука заводил речь о данном досадном факте, и все мы сошлись во мнении, что это единственный крупный промах организаторов в построении программы, ведь музыканты обоих проектов тесно общаются друг с другом, а DIE SELEKTION были участниками одного из последних Planet Myer Day. Тем не менее, вновь пришлось бегать между сценами.
 
Но тут следует заметить, что на концертах обоих проектов приходилось присутствовать уже множество раз, так что ничего особенно драматичного не случилось - переживу. 
Тем более, что сет HAUJOBB был абсолютно идентичен выступлению трёхмесячной давности на WGT, с поправкой на то, что в этот раз Дэниел был куда более сдержан (и, по всей видимости, трезв), не позволял себе провокационных словесных эскападов - словом, исправился. Стало профессиональнее, но скучнее. Всякий раз признаваться в личных симпатиях относительно проекта HAUJOBB уже изрядно поднадоело, но да - видеть и слышать на сцене Дэниела, Деяна и Ману все так же означает автоматическое получение изрядной доли удовольствия, а еще - как бы это странно не звучало применительно к проекту играющему достаточно замороченную электро-индустриальную музыку - весьма позитивных эмоций. Перед концертом удалось пообщаться с ними - хорошие музыканты, остроумные собеседники, приятные люди. Жаль, что в этот раз их концерт получился для меня скомканным, ибо вот эта беготня по Культурпарку, конечно, не дело.
 
Но пропускать выступление DIE SELEKTION тоже не хотелось, хотя бы по причине того, что сегодня группа должна была сыграть несколько новых песен с пока ещё безымянного, но уже почти готового альбома. Да и вообще, концерты этих моднейших техно-синт-трубачей всегда чрезвычайно веселы и необузданны. И этот раз не стал исключением - бутылки с шампанским на сцене, канонический бади-бит вместе с колючим техно, каркающий вокал Луки и призывные звуки горна. Новые песни были органично встроены в уже знакомую программу, звучали вполне обнадеживающе и очень узнаваемо, так что нового релиза DIE SELEKTION следует ждать с оптимизмом. Тем не менее, закончить свою ротацию между сценами решаю все-таки на стороне вечной классики, и вновь перемещаюсь к HAUJOBB, где ещё успеваю застать исполнение «Dead Market». Ну и славно.
 
Одной из отличительных особенностей Nocturnal Culture Night является целенаправленный букинг героев «большого мейнстрима» из прошлого, никакого отношения к дарк-сцене, по факту, не имеющих, но которых можно (при некотором желании) назвать если и не «отцами», то, пожалуй, «дедами» оной. В прошлом году это был Марк Алмонд собственной персоной, а в нынешнем древний new wave проект HEAVEN 17, название которого всегда было на слуху у фэнов «корневого» electro-pop восьмидесятых, но который мало кто слушал (или даже слышал). Популярность HEAVEN 17 и в России никогда не шла ни в какое сравнение с иными нью-вейв тяжеловесами, хотя их дебютный альбом «Penthouse And Pavement» вышел одновременно со «Speak & Spell» всем известного коллектива. Поэтому ничего особенного от этого концерта я не ждал (и ничего особенного, в итоге, не получил) - хотя взглянуть на HEAVEN 17 было любопытно. Когда ещё такой случай представиться?
 
Неприлично брызжущий оптимизмом и сияющий идеальной лысиной фронтмен в морском бушлате с почтённым старцем за клавишами и двумя тетеньками на бэк-вокале играли некую позитивную и довольно необременительную музычку, которая отлично сработала бы на фестивале вроде «Дискотека 80-ых». Несколько более-менее четких synth-pop номеров у группы все-таки было (и они были весьма неплохи), но большая часть материала (в том числе, и главный хит «Temptation») звучала как обычный ретро-поп эпохи VHS-кассет. Забавный экспириенс - но и не более того.
 
Поэтому дожидаться окончания сета HEAVEN 17 не стал, а решил прошвырнуться по другим локациям. В «пивном садике» выступали пользующиеся популярностью в до невозможности узких кругах американцы IN GOWAN RING, от которых ожидалось некое подобие дарк-фолка, но эти почему-то эти товарищи с просветлёнными лицами пиликали такую добрую и аутентичную средневековую музыку, что ее впору было использовать в качестве саундтрека для историй о доблестном рыцаре Айвенго. Остаётся только по-доброму же и позавидовать людям, способным проникнуться и сопереживать подобного рода наигрышам.
 
На второй по значимости сцене фестиваль завершался сетом наших «дорогих Леонидов Ильичей», увешанных виртуальными орденами «Героев Российского Синти-Попа» Томаса Адама и Штеффена Кета - то есть, группы DE/VISION. И что с того, что по паспорту оба музыканта значатся гражданами Германии, кажется, отсутствие российской прописки является лишь досадным недоразумением применительно к участникам этой группы - есть же у нас Виктор Ан в шорт-треке или Фернандес с Ари в футболе. Популярность и частота визитов этого канонического synth-pop проекта в Россию просто пугающие и совершенно непропорциональны в сравнении с востребованностью многих других коллег по цеху, имеющих куда как более высокий статус «в остальном мире» (но не у нас). В какой тональности и выражениях писать о концерте DE/VISION сегодня - решительно непонятно. Для фэнов группы все их концерты будут казаться одинаково шикарными, а вот для не очень посвящённых, пожалуй, однообразными и скучными. При этом определение «одинаковые» сохранится в любом случае - меняться будет лишь полярность его употребления. На NCN DE/VISION играли свою стандартную ныне программу в поддержку альбома «Citybeats», а не ту ностальгическую best-of солянку из ранних альбомов, с которой они буквально через неделю после окончания фестиваля поехали в Россию (снова). Под соответствующее настроение я все ещё способен хоть как-то реагировать на стерильную музыку DE/VISION, но в этот вечер его точно не было.
 
 А вот что абсолютно точно было вокруг - так это усиливающийся с каждой минутой дождь. Ничто не предвещало осадков ещё с утра, но после обеда небо накрыли низкие, угрожающего вида тучи, которые (как потом выяснилось) выдали такой природный «концерт», подобного которому даже местные жители не могли припомнить. Начиная с этого момента в Лейпциге и его окрестностях активно лило более суток, и это был настоящий ливень, а не милый летний дождик. К счастью всех присутствующих, первая фаза этого катаклизма была не столь интенсивной, поэтому та дождевая завеса, которая упала на NCN, была более-менее терпимой. Но если бы все это безобразие произошло буквально на сутки ранее, представить, как проходил бы в таком случае третий день фестиваля, просто невозможно.
 
Укрывшись под навесом ещё во время сета DE/VISION, произвожу внутреннюю перегруппировку сил и коррекцию тактических планов - всегда испытывал предубеждение к опен-эйрам именно из-за перспективы подобных ситуаций. Но вылазку на концерт британцев THE KVB, которые закрывали культурную программу NCN на «хипстерской» сцене, обязательно совершить нужно.
 
Ведь этих разнополых и внешне совсем уж хлипких и печальных тинейджеров (или они просто так выглядят?) ни в коем случае не следует недооценивать - посмотрите на востребованность релизов THE KVB где-нибудь на Discogs. Объективно, они сейчас одни из самых состоявшихся и влиятельных darkwave/shoegaze/gothic актов «новой волны», а их минорный и липкий минимал-электро саунд сложно спутать с кем-то ещё. THE KVB играли на WGT в прошлом году, и с тех пор в концепции их шоу мало что изменилось - все тот же умеренно энергичный и кудрявый юноша с гитарой, и милая, но абсолютно статичная девушка за клавишами, которые скорбно таращились в сторону зрителей и бубнили свои невеселые песенки. Казалось бы, скукотища - но вот нет. Что-то особенное в этих ребятах определено есть, хотя сформулировать эти «особенности» не так просто. И, наверное, их музыка будет мало интересна «поколению DE/VISION» - скорее, их сыновьям, или даже внукам.
 
Ну а завершался фестиваль Nocturnal Culture Night 2019 выступлением COVENANT, музыкального проекта, который можно назвать одним из краеугольных камней в фундаменте современной дарк-сцены. Но парадокс заключается в том, что та музыка, которую играют (и всегда играли) COVENANT, никогда не предполагала получение такого почётного статуса. Отрешённое и холодное, типично скандинавское комплексное электро в диапазоне от мелодичного synth-pop и EBM до гудящего drone и хрустящего techno, может стать неплохим фундаментом для умеренной популярности среди фэнов соответствующих жанров, но известность COVENANT нынче простирается на куда более широкую аудиторию. Причин тому множество, и личная харизма единственного бессменного участника проекта Эскила Симонссона далеко не последняя из них.
 
Обычно стараюсь избегать личных оценок с ярко выраженной эмоциональной окраской, но здесь сделать это будет просто невозможно, потому как если и существует на сегодняшний день музыкальный проект, полноценным фэном которого я могу себя назвать, так это COVENANT. Музыка этой группы прошла самый жестокий тест, который отсеял в небытие массу прежде любимых коллективов - многолетнюю проверку временем. Ровесники-меломаны знают, насколько это важно.
 
И ещё вот такое отступление в сторону - однажды, в процессе работы над этим текстом, в качестве фона включил один из последних альбомов DEPECHE MODE, но после трёх песен в сердцах нажал на CD-плеере кнопку «стоп». Не могу слушать вот эти блюзовые штуки физически - ломать начинает. У DM есть очень крутые треки и на новых альбомах, и вообще это музыка из мировой «премьер-лиги» - но сейчас речь не об этом. Просто этот случай в очередной раз заставил задуматься, почему в какой-то момент пламенную любовь к DM вырубило словно тумблером - после «Violator» и черно-белого мира Корбайна стало очевидно, что весь этот холодный футуризм и индустриальная эстетика были для DEPECHE MODE хотя и важным, но лишь эпизодом в их биографии – а чего на самом деле хотел все это время Мартин Гор, мы сейчас отлично знаем. Но как быть с теми фэнами, которое в своё время «повелись» именно на этот «машинный» период в биографии DM и потом остались если и не в дураках, но в определённом вакууме? Наверное, они то и стали потом активно осваивать и даже формировать электронную составляющую «темной сцены», на которой появились свои герои. И пусть такая формулировка будет выглядеть неуклюжей, но на том месте, где для меня кончился DEPECHE MODE, начался COVENANT. И все то же время многое расставило по своим местам: с внутренним изумлением могу лишь констатировать, что каждого нового концерта COVENANT я жду с куда большим энтузиазмом, нежели шоу великих DM. Это не сравнимые величины - но размер тут не имеет никакого значения. Это вопрос эмоциональной «обратной связи» - в 42 года куда так сложнее (да и не так часто) приходится по-настоящему «врываться» на концертах, нежели, скажем, в 22. И спасибо COVENANT за то, что они все ещё предоставляют такую редкую возможность. 
 
Их выступление вышло шикарным - и, как это не удивительно, нудный дождь оказался неожиданным союзником группы, даже интересно, планировалось ли изначально финальное исполнение «Like Tears In Rain» или это был удачный экспромт? Как всегда, COVENANT заставили на износ работать дым-машину и минимализировали сценический свет лишь до оттенков ядовито-зеленого и темно-синего, что вкупе с до краев заполненным амфитеатром, темными силуэтами деревьев и мелким дождем создавало почти идеальное «блэйдранноровское» настроение. Сет группы представлял из себя чуть урезанную версию программы последнего «Fieldworks Tour», то есть с исполнением помимо обязательных хитов ещё и «All That Is Solid Melts Into Air», «False God’s» с Майером (он, конечно же, тоже здесь), «Atom Heart» и блока треков с «Sequencer» и «Europa». К лысому Симонссону все уже давно привыкли, к его пространным речам между песнями - тоже. Но одним из главных качеств COVENANT всегда являлось отсутствие конвейерного формализма, их концерты могут быть чрезмерно хаотичными, случалось также, что участников группы «заносило» не совсем туда, куда следовало бы, но всегда эти шведы (с примкнувшим к ним Майером) оставались очень честной и получающей искренне удовольствие от собственного шоу музыкальной формацией. Аудитория это тоже чувствует и отвечает взаимностью - во время их выступления Amphibuhne стоял на ушах.
 
ИТОГИ
 
А вот закончилось все чрезвычайно резко и неожиданно - ровно в одиннадцать вечера (это дедлайн - ведь завтра уже рабочий день) COVENANT закончили играть «Call The Ship To Port» и ушли со сцены, а потом, после небольшой паузы, на неё вышел лично Хольгер, чтобы высказать слова признательности как аудитории фестиваля в целом, так и тем людям из его команды, которые помогали организовать Nocturnal Culture Night 2019. И это тоже многолетняя и обязательная фестивальная традиция. Как и совместное групповое фото всей NCN-team - позиционирование этого фестиваля как своего рода полу-семейного и сугубо субкультурного события «для своих» абсолютно сознательна и всячески культивируется его организаторами.
 
Впрочем, все это недалёко от истины: в отличии от ультра-интернационального WGT, на NCN даже английскую речь приходилось слышать считаное количество раз, ну а присутствию тут русских многие откровенно удивлялись (в том числе, и вот эта настырная дама, которая «атаковала» нашу группу после концерта LAIBACH). Предполагается, что это почти некоммерческое и сугубо внутринемецкое мероприятие с минимумом промоушена, игнорирующие условности других больших фестивалей, а многие группы готовы выступать тут чуть ли не за идею. И это тоже правда - кое кто говорил мне, что действительно сложно понять, каким образом у Хольгера получается раз за разом организовывать свой фестиваль, ведь только вдумайтесь: почти 50 групп играют в течении трёх дней всего для пары-тройки тысяч зрителей. Как это работает?
 
А работают тут все тоже по-разному, но очень слаженно - в тот самый момент, как только выступавшие последними на хипста-сцене THE KVB с нее спустились, бригада техников тут принялась за ее демонтаж, хотя до официального закрытия фестиваля оставалось ещё несколько часов. Здоровенные хот-доги, которые продавали по 3 евро за штуку весь фестиваль, сразу после завершающей речи Хольгера стали громогласно предлагать всего за 1 евро! А ещё не готовые сосиски в упаковках раздавались и вовсе бесплатно.
 
По итогам же посещения NCN выяснилось сразу несколько важных и неожиданных моментов, и главный из них заключается в том, что если вашей целью является получение именно музыкальных впечатлений (в ущерб общекультурно-туристическим, тусовочным, гастрономическим и тд.), то этот фестиваль может оказаться даже более привлекательным вариантом для посещения, нежели поездка на куда как более масштабные и раскрученные мероприятия. Благодаря компактному расположению всех локаций в одном месте и крайне насыщенной программе, которая формируется лично Хольгером, имеющим весьма здравый и взвешенный подход к букингу, а также достойный музыкальный вкус, сугубо количественный показатель артистов, которых возможно увидеть на отдельно взятом фестивале, будет превосходить почти все мероприятия аналогичной направленности. Кроме того, немаловажен и экономический фактор, ибо никаких сложностей с дешёвыми гостиницами в Лейпциге в начале сентября уже точно нет.
 
Но есть и свои минусы - вот этот изнуряющий музыкальный галоп вполне способен высосать все силы и создать впечатление избыточной пресыщенности и даже некоторого отупения, привести к потере концентрации и фоновому восприятию всего происходящего (впрочем, такое самоистязание зависит только от личного же волеизъявления - при желании, весь NCN можно провести пожирая бутерброды с рыбой и запивая их пивом по 5 евро за стакан). Кроме того, хотя электрички до Дойцена из Лейпцига ходят более-менее регулярно, географическая удалённость Kulturpark от минимальных очагов цивилизации способна вызвать вполне понятное раздражение. Но главная засада, конечно - это лотерея с погодой. Фактически, от неё зависит весь успех или провал данного мероприятия – впрочем, как и на любом другом open-air фестивале.
 
Жонглировать плюсами и минусами NCN можно довольно долго, но по поводу финального резюме даже не стоит думать - это очень качественный, удобный, идеально организованный и душевный фестиваль, посещение которого способно дать мощный эмоциональный заряд любому человеку, хоть как-то ассоциирующего себя с дарк-сценой. Спонтанное решение отправиться туда стало одним из самых удачных в истории моего «музыкального туризма» - и ещё раз большое спасибо Хольгеру Тройшу и его команде за отличную работу (ну и аккредитацию для Razgrom Music, само собой)! И, как бы не приходилось изгаляться и скакать по событиям просто «по диагонали», фактический объем репортажа вновь получился здоровенным - даже больше, нежели с последнего WGT. А все из-за этой самой событийной насыщенности, будь она не ладна. На этом фестивале удалось посмотреть (хотя бы и мельком) выступления 48 (!!) музыкальных проектов.
 
И в качестве поскриптума – если у вас все еще хватает сил читать подобные опусы и присутствует определенная симпатия к деятельности Razgrom Music, а еще вы при этом являетесь коллекционером физических носителей музыки дарк-сцены, то автор сего репортажа будет весьма польщен обращениям с разнообразными заказами и пожеланиями. Обратная связь, интерес к продукции лейбла Razgrom Music и нашей дистрибьюции (а это почти все значимые релизы сцены!) – это то что мотивирует, определяет задачи и просто позволяет работать дальше.
09/09/19, Германия, 06.06.2019 - 08.06.2019 Дойцен / Лейпциг (Германия)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

razgrom
04.10.2019, 18:25
Слег!Больше я его уже не увидел. Но сейчас с ним все давно нормально ;)
Станислав
04.10.2019, 09:00
Алексей, как обычно, очень подробный и исчерпывающий репортаж о фестивале! Спасибо за инфу! Опен-Эйр конечно - это лотерея, и я бы лично не хотел в ней участвовать, говорят, на Мера-Луне в августе, кроме дождей, бывают еще две напасти: жара и пылища! Еще осталась нераскрытой тема выздоровления Тино, он все-таки еще поучаствовал в фестивале или слег...

Создание сайта — MechanicalFrog