13TH PROGRESS PRODUCTION FESTIVAL

13 PROGRESS PRODUCTIONS FESTIVAL

Несмотря на то что фестиваль прошёл уже почти два месяца как, небольшой репортаж о нем написать все-таки хочется - уж больно любопытным получилось событие. Да и вообще, поездки на скандинавские музыкальные мероприятия случаются не так часто, а впечатлений всегда от них целая масса - почти как от многодневных немецких фестивалей.

Собственно, решение добровольно помесить несколько дней мокрый шведский снег (довольно противная субстанция, кстати) возникло именно на фоне некой пресыщенности от европейских фестов с одними и теми же действующим лицами, а финальным «гвоздем» по капсюлю стартового пистолета стало оглашение состава участников нашенского Synthetic Snow, после чего стало понятно, что ни в какую Москву в декабре ехать точно не придётся.

Зато в Швецию дорога теперь была открыта - хотя бы и на психологически-ментальном уровне. Со всеми же остальными уровнями нужно было ещё разбираться, ибо «нищеброд-стайл» для поездки в эту страну победившего социализма практически не подходит - это все-таки не Восточная Германия. Впрочем, в Стокгольме всегда можно рассчитывать на апартаменты Мартина Рудефельта, а в Гётеборге удалось забронировать подозрительно дешёвый отель, с говорящим названием Bed In Box. Да и до самого Гетеборга теперь относительно просто можно долететь из Москвы на крыльях «балтийских ястребов» с пересадкой в Риге - раньше такого маршрута не было.

Правда, для того, чтобы успеть на утренний рейс Air Baltic из Шереметьево, пришлось тащиться в столицу на автобусе, ибо удобных поездов нет, а самолёты в это время часто прикованы туманами. И где-то в двухстах километрах от Москвы чертов агрегат все-таки заглох, что обеспечило нервный час ожидания и сумрачные прогулки по обочине трассы в два часа ночи. Хорошо хоть удалось починить – таки доехали. И везёт же всегда на попутчиков: в этот раз, кровь из носу, но нужно было помочь одинокой даме пост-бальзаковского возраста, которая решила отправиться на отдых к родственникам в Малайзию, но с трудом ориентировалась не то чтобы в Москве, а даже на площади Павелецкого вокзала. Так и сидели мы с ней в ожидании открытия метро - дама поминутно восклицала «Мне вас Бог послал!» и настойчиво потчевала домашними котлетами и малосольными огурцами. Отказываться было неудобно, и медленно жуя очередное домашнее яичко, я параллельно размышлял о триумфальном прибытии на родину викингов с острым пищевым отравлением и перспективах провести Progress Productions фестиваль сидящим на горшке.

Практичные латыши превратили рижский аэропорт в большой пересадочный хаб, в коридорах которого толпы туристов суетливо снуют туда-сюда, страшно опасаясь не успеть на стыковочные рейсы. На паспортном контроле все тоже волнуются и стучат ножками - время, время. Величественная и грудастая красавица с агрессивным контуром губ, без особенных церемоний протискивается вперёд: «Молодой человек, пропустите, у меня рейс через час!». Так и у меня тоже... В руках у напористой девушки синий паспорт с трезубцем, а весь её образ чрезвычайно эффектно выглядит на фоне стоящего за окном самолёта Ukraine International - хоть падай на колено и фотокарточку снимай. Но поступаю в полном соответствии с нашей внешней политикой, недружественно и жёстко: «Девушка, станьте, пожалуйста, в очередь!».

В аэропорту Гетеборга удивило огромное количество бизнес-джетов и правительственных лайнеров - к чему бы это? Уже в автобусе, следующим в город, получаю сообщение от Торни - вот ведь неожиданность! Честно говоря, думал, что ему будет не до меня, ибо дел перед фестивалем у промоутеров обычно более чем достаточно. Однако, Торни встречает на центральной станции, и я с удовольствием падаю в его широкие объятия и салон его же автомобиля - таскать чемодан на себе все-таки не придётся. Оказывается, именно в эти дни в городе проходил пафосный евро-саммит, сюда прибыли правительственные бонзы со всего ЕС, с Юнкером во главе. Как следствие, невиданно большое количество полиции и совершенно пустые улицы, а Торни сообщил, что кое-кто из музыкантов и гостей фестиваля даже выказывал опасение насчёт параллельности обоих мероприятий - дескать, не будет ли проблем? Вот только каких?! Госпожа Меркель случайно забредёт на концерт STURM CAFE? Кстати, может быть, и стоило бы.

Беглый осмотр пресловутого «Hotel In Box» произвёл неизгладимое впечатление на моего шведского друга: «Чувак, это самая маленькая комната из всех, которые мне приходилось видеть!». Впрочем, назвать комнатой эту коробку из ДВП вокруг кровати можно было с очень большой долей условности - данное заведение явно позаимствовало концепцию у японских отелей «индивидуально-ячеечного типа», предоставляя своим гостям лишь возможность вскарабкаться на кровать и забыться мертвецким сном в деревянном ящике. Ну, а мне только того и надо.

Впереди был ещё целый день и провести его в Гётеборге нужно было с пользой. А что может быть полезнее посещения офиса Progress Productions с целью разжиться дисками лейбла, да и просто поболтать с его хозяином?
Торни в своё время прихватил у меня несколько афиш и плакатов, а я, в бытность ещё первого визита в Гётеборг, также набрал у него всяческих постеров, что в итоге привело к безусловному средне-арифметическому симбиозу, по причине которого, декор штаб-квартир Progress и Razgrom нынче выглядит почти одинаково. Афиши из «Белой Лошади» в далёкой юго-западной Швеции навевали ностальгию и выглядели особенно «лампово» и мило.

Время пролетело быстро: послушали свежезаписанный сингл CRYO, первую половину нового альбома WULFBAND (эти ребята, как всегда - просто «топ»!), дерябнули крепкого кофе под звуки XENTURION PRIME - а потом поехали в гости к вокалисту группы DNR & DO (это те, которые раньше назывались AUTO AUTO). Что-то там Торни хотел уточнить у него по поводу завтрашнего концерта. Впрочем, не уверен, что именно вокалист является хозяином данного жилья «по прописке», ибо находились там все трое участников оной группы, да ещё и с детьми. А еще оказалось, вокалист этот (имя из головы вылетело) работает шеф-поваром в каком-то крутейшем ресторане, и посему, сообразно законам гостеприимства, принялся потчевать нас мясом гуся под витиеватым соусом и местным трехградусным (ибо в обычных магазинах более крепкое не продают) пивом. Отказываться было, опять-таки, неудобно. Что ж: на завтрак домашние котлетки из Фролово, на ужин - экзотический гусь в Гётеборге. Хорошо устроился.

Несмотря на пронзительный ветер и опустившуюся мглу (а темнеет тут также рано, как и у нас), мы ещё нашли в себе силы немного пошататься по городу, обозреть его панораму с какой-то очередной скалы/горы, коих тут раскидано великое множество и перекусить в подвернувшийся забегаловке. Ну а потом я, в уже совершенно благостном состоянии духа, отправился на отдых в свой деревянный каземат, метко окрещённый Торни как «Coffin In Box».

В день мероприятия лучше всего по максимуму постараться выспаться и не тратить сил понапрасну - проверено временем. Но разве в отеле просто так усидишь? Тем более, там и сидеть то негде было - только лежать. Поэтому первая половина субботы уходит на осмотр местных достопримечательностей (несколько старинных церквей и невнятных памятников) и неспешную прогулку вдоль пронзающего город Гота-канала, берега которого буквально утыканы судами различного назначения и конфигурации (большинство из них - экспонаты морского музея). Гётеборг, по нашим меркам, вовсе не велик, и все перемещения в рамках исторического центра тут можно запросто совершать пешим порядком - я уже как-то отвык от такой роскоши. Но все-таки главными «фишками» этого умиротворенного и уютного города, являются море, природа и особый «нордический» шарм, который здесь ощущается даже более отчётливо, нежели в Стокгольме. А ещё великое множество огромных и жирных чаек, которое подобно самолетам-штурмовикам гордо реют над головой и периодически атакуют одинокого путника на предмет еды.

Немного повалявшись в своём комфортабельном гробике, прогулочным шагом выдвигаюсь к Sticky Fingers, где как раз должен был заканчиваться саундчек. Заведение также расположено в историческом центре, и является одним из самых известных и хорошо экипированных местных live-клубов. На стенах афиши предстоящих концертов, среди которых явно доминируют «металлисты» разнообразных поджанров и конфигураций, а в глаза бросается множество знакомых названий и логотипов, которые, в силу профессиональной деятельности, приходится знать и запоминать - даже если не очень-то хочется. Наши местные металхеды были бы, наверное, довольны. За всем этим synth pop и EBM мы как-то иногда забываем, что Швеция, прежде всего, славна своими metal-бандами, существует даже термин «гетеборгская школа death-metal» (DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, AT THE GATES и тд.). Оглядываясь по сторонам в этом сонном городе, всякий раз удивляешься: и где все эти многочисленные группы тут гнездятся?

Торни впустил меня внутрь и, наконец, появилась возможность спокойно оглядеться. Ну, что тут говорить - клуб просто сказка. Два зала, расположенные на разных этажах, удобно размещённые барные стойки, высоченная главная сцена, балкон над танцполом, отличный звук (разумеется, не привозной, а инсталлированный). Неизменные и обязательные атрибуты, которые так часто приходиться видеть в европейских клубах, являющиеся, однако, совершенно невообразимыми в наших реалиях. Раньше пытался понять, отчего так происходит, но давно это занятие бросил. Нет у меня ответа, просто не понимаю - и все. «Нефутбольная страна». Так, наверное.

На главной сцене завершали саундчек новички Progress, post-punk/cold wave группа WHITE BIRCHES, с представительной такой тетенькой в роли фронтвумен. Пока фронтвумен протяжно голосила в микрофон, я очень кстати разговорится с вокалистом SPARK! и BIOMEKKANIK Кристером. Я все ещё не оставляю надежду затащить какую-то из этих групп в Россию - если помогут проведение и московские промоутеры. Что, в наших условиях, в общем то, одно и то же.

Снизу же заканчивали саундчек XENTURION PRIME, а с этими ребятами я знаком не понаслышке, да и в России они уже были. И, кстати, просятся опять! Бьорн и Хассе прямо со сцены радостно замахали ручками - ну а я в ответ. Из проема входной двери появляется шатающийся силуэт, в котором угадывается Риккардо из DUPONT. Однако… Товарищ, время то ещё своём детское, а вы уже так наклюкаться изволили! Дотянет ли до выхода на сцену, DUPONT ведь заявлены одними из последних? Рикардо протяжно выдыхает: «Ohhh, my old russian friend! How are you feel in good old Goteborg?». Словом, разнообразных встреч и всяческого общения в этот вечер было с избытком - точно не меньше, а то и больше, чем на каком-нибудь фестивале в России. С одной стороны, это приятно, а с другой, рождало некое ощущение сюрреалистичности происходящего и пространственного «сдвига».

Общий лайн-ап фестиваля выглядел очень клево, однако, непосредственно график выступлений и их распределение по локациям вызвало вопросы. Концерты на обоих сценах шли почти параллельно, иногда наслаиваясь друг на друга. Соответственно, желание увидеть все девять групп (а именно такое у меня и было), означало необходимость постоянного шныряния между этажами без перерывов на пиво-брейк и минимальную релаксацию. Ну, что ж - вот и представился повод выяснить, произошло ли увеличение персональной выносливости за отчётный велосезон.

Открывать фестиваль выпала участь группе давешнего повара со сложно расшифровывающимся и политически некорректным названием DNR & DO. Оба участника AUTO AUTO решили немного разнообразить свой саунд гитарами, запели на шведском и ещё девочку за клавиши поставили - вот и новый проект готов. За плечами «ДНР-овцев» всего то одна коротенькая EP и единственный хит «Vädergud», который группа и сыграла в конце своего сета. Вообще, их выступление получилось вполне смотрибельным и энергичным, вот только приходилось ловить себя на мысли, что сложно уяснить ту необходимость, которая заставила музыкантов AUTO AUTO разувериться в старом-добром synth-pop и пуститься в неясные жанровые эксперименты - да ещё и со сменой названия. Как кажется, все эти гитарные проигрыши и шведский язык, можно было бы реализовать и под привычным брэндом AUTO AUTO, не вызывая в умах слушателей сумятицу. Впрочем, им, конечно, виднее.

До конца досматривать их выступление я не стал, а спустился вниз, где уже вовсю «носились в космосе над бездной» веселые ребята из XENTURION PRIME. Ведь правда, сложно вспомнить более позитивно настроенных и вечно чему-то радующихся музыкантов, нежели Бьёрн и Хассе - вот и музыка у их группы такая же. Теперь участников в XENTURION PRIME уже трое, Хассе предусмотрительно включил в состав проекта свою девушку Катрин - и она тоже была очень весёлой. Действительно - чего ж не радоваться то... XENTURION PRIME презентовали свежевышедший альбом «Humanity Plus», а потому новых песен в их сет листе было предостаточно. Энергичный и в меру агрессивный space-synth норвежцев, если кто не знает, совсем неплохо работает «в живую» - в своё время, я был удивлён качеству их концерта в Волгограде, ибо, признаюсь честно, ничего особенного от группы не ждал. Но нет: выступления XENTURION PRIME всегда очень «дружественны» для массовой аудитории и танцпола, лишены пугающего радикализма и интеллигентской зауми - в общем, «Звёздные Войны» как они есть. Все участники группы нынче выступают в неких высокотехнологичных очках, которые должны придать имиджу группы дополнительной футуристичности, но, как потом признавался Хассе, серьезно уменьшают мобильность на сцене, ибо через них, порой, ни хрена не видно.
Именно выступление XENTURION PRIME стало для меня полноценным началом фестиваля, я с удовольствием похлопал в ладоши под «Rise» и «Second Nature», и немного размял ноги в непритязательных танцевальных па. Музыка этой группы может казаться немного инфантильной, но своё очарование в ней определено есть.

Затем на большой сцене оказались уже упоминавшиеся WHITE BIRCHES, которые на концерте звучали значительно более психоделически-гитарно и тягуче, нежели на тех редких записях, которые приходилось слышать в сети. Отчего то казалось, что их сет должен был быть более колвейво-электронным, в сторону дарк-хипстоты и прочей «новой невинности», однако даже с точки зрения внешнего вида и сценической подачи группа никак не тянула на статус новых молодёжных кумиров. Такие задумчивые ребята средних лет. А уж когда к ним в качестве гест-вокалиста присоединился сутулый фронтмен древней команды TWICE A MAN, то выступление WHITE BIRCHES стало походить на сет некой прогрессив-рок группы, саунд которой, впрочем, обильно сдобрен клавишными. Надо бы послушать их альбом, который выйдет в начале 2018 года на Progress - по итогам же этого концерта очень трудно написать о WHITE BITCHES что-то определённое.

Далее произошло весьма важное событие, а именно: в клуб наконец-то прибыл Мартин Рудефельд, с которым у нас изначально было намечено множество совместных планов - но большинству из них, увы, осуществиться было не суждено. Мартин прибыл из Стокгольма, и после окончания мероприятия мы вместе должны были возвратиться в столицу Швеции и, вероятно, плодотворно провести время за бутылкой специально привезённого мною армянского коньяка, закусывая его конфетами «Кочегар Петя». Но буквально за несколько дней до фестиваля возникли неотложные обстоятельства у него на работе, которые заставили Мартина на несколько дней покинуть город. Это было обидно, да. Правда, в результате, я на целых три дня стал единственным жильцом в весьма комфортной даже по шведским меркам квартире Мартина, которую сам хозяин предоставил в моё полное распоряжение, но и это приобретение казалось весьма сомнительным - а вдруг на какую-нибудь неправильную кнопку в его отсутствие надавлю? Потом по шведским следствиям затаскают...
И поскольку время нашего общения теперь ограничивалось лишь одним вечером, то пришлось все вопросы решать быстро и радикально, да и просто «за жизнь» мы вынуждены были толковать под шум «прогрессовской» дискотеки. Выкручивались, как могли.

Следующими на малой сцене очутились DAILY PLANET, группа, которую в России знают весьма неплохо, да и заказы на их диски поступают исправно. У нас всегда любили лощённый «восьмидесятнический» synth-pop с подчеркнуто винтажным саундом, а DAILY PLANET играют нечто именно в этом духе. Лысый фронтмен группы Ярмо Оллила знаком всем любителям жанра по релизам собственного соло-проекта MR.JONES MACHINE, однако, где бы он не находился и с кем бы совместно не выступал (его коллегой по DAILY PLANET является Иоаким Баекстрем – тоже известный персонаж), дело всегда закачивалось одним и тем же: приторным синти-попом. И это вовсе не уничижительное определение - музыка DAILY PLANET сделана на очень крутом технологическом уровне, и с хорошими мелодиями тут тоже порядок, «в живую» поёт оный Ярмо на очень даже приличном уровне. Однако, в отличии от шедшего практически параллельно этажом выше рок-н-ролльного сета SAFT, куда менее эмоциональное выступление DAILY PLANET показалось скучноватым и стерильным. Знаете, словно ваш школьный учитель литературы взял в руки микрофон и решил продемонстрировать певческие таланты, дабы произвести неожиданное впечатление. Он, безусловно, старается - и даже не обделён некоторым талантом - но выглядит в этой роли категорически не органично.

Как уже упоминалось, в главном зале клуба имелся весьма притягательный с точки зрения удобства балкон, на котором, наконец-таки, удалось отвоевать место и за последующими выступлениями я наблюдал уже оттуда. Первым под позициями моего «ласточкиного гнёзда» оказался ансамбль SAFT, выступление которого «наслоилось» на сет DAILY PLANET.

Об не так давно появившемся в ростере Progress Productions проекте SAFT у нас известно не много, а, между тем, в Швеции это весьма заметная величина на тамошней synth-pop сцене. У скандинавов всегда были свои локальные герои вроде THE MOBILE HOMES, ELEGANT MACHINERY, S.P.O.C.K. и тд. SAFT - из их числа. Группа эта родом ещё из девяностых годов, но в последнее десятилетие особенных признаков активности не проявляла, пока не воскресла вновь в 2016 году. При прослушивании нового альбома «Norbakka» у иного слушателя может сложится суждение относительно SAFT как о некоем поверхностно-лучезарном и чрезвычайно экзальтированном поп-проекте - однако, оно будет совершенно ошибочным. Вы бы видели, как рубились здоровенные и суровые ребята из первых зрительских рядов под казалось, бы, незамысловатые песенки этой группы! А все потому, что с точки зрения профессионализма и, не побоюсь этого определения, исполнительского мастерства, ВИА SAFT, пожалуй, уделало всех на этом фестивале. Оказавшийся за микрофоном стойкой, невзрачный, в общем то, дядечка по имени Карл Стайнмарк (зато молодящийся и подтянутый – и единственный участник оригинального состава) неожиданно обнаружил природную харизму уверенного в себе фронтмена и недюжинные вокальные способности. Но, судя по всему, неожиданностью все это стало лишь для залетного русского, местный же люд забил зал до отказа и почти все песни пропел хором, в унисон с группой. Зрелище это было занятное и чрезвычайно аутентичное, интересное не только с музыкальной стороны, но и с культурологическо-туристической. Словно в какой-то местный музей сходил. Экзотика! Уверен, такой реакции на концерт SAFT в любой другой стране точно не увидишь. Да и дают ли они концерты за пределами Швеции? А ведь мелодичный synth-pop этой группы мог бы работать на самую широкую аудиторию - видимо, шведский язык все-таки является препятствием для роста популярности SAFT.

Бегу на нижний этаж – там как раз стартовал сет злющего олдскульно-индустриального one-man-проекта LUCIFER’S AID. По прихоти судьбы, я уже второй раз оказываюсь на концерте LUCIFER’S AID за этот календарный год, в первый раз это случилось пять месяцев назад на WGT. Тогда же удалось познакомиться с мастремайндом проекта Калле Нильсоном, который оказался очень вежливым и приятным в общении господином, несмотря на угрожающий внешний вид и весьма недобрую музыку его детища. LUCIFER’S AID играет рудиментарный и бескомпромиссный electro-industrial инспирированный, прежде всего, музыкой таких ветеранов как DIVE, PORTION CONTROL, FRONT 242 и иже с ними, что, в общем то, для ростера Progress редкость. Обычно Торни предпочитает подписывать более удобоваримые для широкой публики проекты. Но, думается, вряд ли он пожалел – всего лишь после выпуска двух альбомов, LUCIFER’S AID удалось заработать весьма приличную репутацию в среде фэнов «EBM’а для взрослых». Численность этой тусовки, может быть, и не столь велика, зато все это люди, преданные делу, и что, еще более важно, среди них много коллекционеров и поклонников «физического продукта». Продажи CDs LUCIFER’S AID удивительно высоки для музыки подобного рода.

Концертные выступления LUCIFER’S AID зрелище достаточно специфичное, также рассчитанное на людей «в теме»: тут полный минимализм и доминирующий тяжелый бит, вокалы-лозунги Калле и его же кошачьи прыжки по сцене. Поскольку я всегда относил себя к апологетам такого рода агрессивно-упаднического электронного саунда, то с большим вниманием следил за шоу LUCIFER’S AID – пусть и участвовал в нем лишь один человек. Это странно, но чем старше я становлюсь, тем ближе и актуальнее кажется подобная музыка для внутреннего мироощущения. Хочется простоты, интеллекта, мизантропии и искренности – все эти ингредиенты в музыке LUCIFER’S AID точно есть.

Активно работая локтями, возвращаюсь на балкон большого зала, где вот-вот должны начать выступление «бади-Джокеры» SPARK! Группа эта является одной из самых известных на сегодняшний день шведских EBM-формаций, регулярно катается на фестивали в Германию, да и у нас её хорошо знают. И это при песнопениях на шведском языке - случай редчайший! Не так давно в группе произошли нехилые внутреннее потрясения, когда её покинул бессменный вокалист Стефан Брорссон, и Маттиас Зетцов остался единственным участником SPARK!. Замена была найдена в лице Кристера Хермадссона (S.P.O.C.K., BIOMEKKANIK) и, поначалу, казалась совсем не очевидной - сгодится ли этот элегантный швед в качестве фронтмена для EBM-группы? А иногда случалось сталкиваться и с неким неприятием музыки SPARK! в принципе - дескать, никакой это и не «бади» вовсе, а дурацкий синти-поп. Утверждение вовсе не безосновательное, а правда, как всегда, лежит где-то посередине, потому как бодрящая музыка SPARK! представляет уверенный симбиоз этих направлений.

На концерте, однако, все звучит и выглядит очень даже «по-ебиемному»: электронные барабаны, метание палочек в зал, братание с публикой, красные подтяжки и майка с логотипом STURM CAFE. Впрочем, подтяжки эти поддерживали клоунскую униформу, а фронтмен и вовсе предстал в красном сюртуке и с высоким цилиндром на голове - ещё и маски на физиономиях обоих музыкантов присутствовали. Такой вот glam-EBM, получается….

К середине сета весь этот занимательный маскарад прекратился, и группа стала фигачить темповый «бади» уже по всем канонам стиля - черные майки и кеды пришли на смену маскам и колпакам - на который публика реагировала с энтузиазмом необычайным. Все-таки, как бы не почитали SPARK! в других странах, в силу языкового барьера по-настоящему понять и оценить эту группу могут только на родине. Кристер потом говорил, что с точки зрения безбашенности аудитории это был один из лучших концертов в истории группы. Вообще, его появление за микрофонной стойкой является одним из лучших (и редких) примеров того, как изменения в составе группы могут не только не навредить, но обеспечить ей тот самый «прогресс», о котором так печется Торни. Без сомнения – самое динамичное и бодрое выступление на фестивале.

А вот последующий сет я ждал с нетерпением и даже неким внутренним удовольствием, ибо группу DUPONT я люблю почти также как Родину и малиновое варенье. Такая вот индивидуальная особенность... Во отличии от многих иных EBM-проектов, музыка Риккардо и Дануччи совсем не потеряла своей актуальности и все также же регулярно звучит в плеере - совсем недавно вновь прослушал почти всю дискографию. Поэтому с точки зрения некоего внутреннего уюта и домашней атмосферы, именно сет DUPONT я бы отметил как лучший на фестивале, хотя человеку, не слишком вовлеченному в творчество группы, неторопливые перемещения Риккардо по сцене, время от времени сопровождаемые медвежьим рыком бородатого Даннучи, который почти не выходил из-за клавиш, могли показаться не очень то увлекательным зрелищем. Действительно, с точки зрения динамики, этот сет DUPONT был куда менее энергичным нежели в Волгограде в своё время, но учитывая те тяжелые обстоятельства, в которых оказался Риккардо (см. выше) и его героические усилия по их преодолению, особенных вопросов к группе не возникало. Он благодушно взирал в зал, обезоруживающе улыбался, и неспешно исполнял классические уже боевики группы: «NASA», «Entering The Ice Age», «Dope Of Love», «Money» и тд. «Motel Lover», как обычно, нахраписто и агрессивно спел Дануччи. DUPONT всегда сравнивали с COVENANT, и такие ассоциации имеют право на жизнь - я также всегда воспринимал оба проекта как идеологических единомышленников (что подтверждается и фактами, ибо Дануччи уже давно является концертным участником COVENANT). Но тут есть один нюанс: подобные сравнения уместны, если DUPONT выступают в своём нынешнем составе дуэта, без утомительно орущего Йохана Дамма, который когда-то был участником группы, а потом покинул её - но, как выяснилось, не до конца... Периодически этот горластый крепыш присоединяется к DUPONT на концертах, внимая многочисленным просьбам публики - считается, что его присутствие безмерно усиливает эффект от музыки группы. Мне же всегда казалось с точностью до наоборот - как здорово, что и Торни тоже. Так что концерт DUPONT изначально планировался в умеренно-прогрессовском варианте, а громогласные эскапады Иохана лучше приберечь для какого-нибудь немецкого EBM-фестиваля вроде Electric Tremor. Там это оценят.

А уж как там ценят STURM CAFE! Именно эта, в меру одиозная, группа закрывала фестиваль, но сет её получился, в силу объективных обстоятельств, несколько скомканным.
Это казалось странным, но SPARK! были последней группой, которая отыграла на большой сцене, все последующие концерты проходили в уже куда более скромном по размерам нижнем зале - соответственно, народу туда набилось экстремальное количество. Торни пытался обосновать логику такого решения, но, честно говоря, вышло у него неубедительно. Наверное, тут дело в некой внутренней кухне клуба или ещё в каких-то, скрытых от постороннего взгляда, обстоятельствах. Но факт заключается в том, что в зале находиться стало просто некомфортно, а это для шведских клубов, вообще то, редкость.

Поприсутствовать хотя бы раз на концерте STURM CAFE всегда хотелось, тем более, что увидеть эту группу на WGT (как и почти на всех крупных фестивалях) шансов почти нет. Никто не озвучивает это вслух, и не пишет на бумаге, но проблемное название проекта, при еще более провокационном логотипе, заставляют большинство немецких (да и не только немецких) промоутеров стыдливо отворачиваться от STURM CAFE. Скажем, при всём моём положительном отношении к этим ребятам, я бы тоже задумался, а стоит ли везти их в Россию, учитывая все возможные риски.

Если же отбросить весь этот идеологический хлам - который, на самом деле, лишь обеспечивает группе порцию дополнительного хайпа, а потому идёт только во благо - то в лице STURM CAFE мы имеем один из самых востребованных ЕВМ-проектов на сегодняшний день. А ещё у обоих «штурмовиков» действительно есть «яйца» (хм, звучит как лозунг) и здоровая дерзость, которую нынче мало кто может себе позволить – почитайте-ка тексты их песен. Ну и самое главное: с чувством юмора и адекватным отношением к собственным персонам у них тоже все в порядке. Редчайшие качества по нынешним временам.

Однако, пролетарская покладистость и обескураживающая наивность, вкупе с брутальным визуальным имиджем, не всегда играют на руку группе. Безусловно, в том, что фронтмен Ион выглядит словно парень из соседнего гаража, с которым ещё вчера вы вместе ползали под днищем старой «Волги», а уже сегодня он фигачит «от души для пацанов» свои немудрёные песенки, есть свое очарование, но иногда поневоле задумываешься - а как работал бы «в живую» музыкальный материал группы, если бы его презентовали спортивные и бодрые ребята с накачанной бицухой, как это заведено у многих других, куда менее творчески одаренных EBM-групп? Однако, раскачать битком набитый зал группа смогла и при всех внушительных габаритах обоих участников: все необходимые хиты-считалочки вроде «Koka-Kola Freiheit», «Arsenal», «Der Grosse Schwein», «Europa» были сыграны и благодарно приняты публикой. Мне же лишь оставалось досадовать из-за того, что у сцены удержать позицию не удалось, а, главное, многочасовая беготня по клубу стала ощутимо сказываться на концентрации внимания и способности адекватно воспринимать действительность, так что концерт STURM CAFE прошёл для меня на фоне некоторого внутреннего опупения. Было бы здорово увидеть группу ещё раз, но уже на свежую голову.

Впечатления о концертах идут в этом тексте единым пулом, но, на самом деле, в течении всех этих девяти часов внутри Sticky Fingers было ещё множество встреч и разговоров со знакомыми и не очень людьми - оттого то они и пролетели так быстро. Поскольку везде постоянно звучала музыка, для обсуждения новых треков CRYО нам с Мартином ничего другого не оставалось, как периодически выходить на улицу и ютиться в загончике вместе с курильщиками. Он доставал телефон, и мы словно радиотелеграфисты-любители, прильнув к наушникам, слушали треки пока ещё безымянного альбома, который будет издан в 2018 году. Мартин просил не раскрывать подробностей относительно нового релиза, замечу лишь, что фэны классического звука CRYO, а заодно и SOUND SEQUENCE, не должны быть разочарованы - налицо музыкальное и концептуальное слияние обоих проектов.

Из клуба мы ушли лишь в четвёртом часу утра, но, удивительное дело – ночная усталость куда-то испарилась. Прямо второе дыхание открылось. Вообще, нахождение внутри Sticky Fingers большую часть времени было комфортным ещё и потому, что в Швеции существуют жёсткие ограничения на вместимость любого заведения. К примеру, Sticky Fingers вмещает 450 человек и ровно такое количество билетов было продано перед началом фестиваля. Да, на входе купить билет - даже за большие деньги - уже было нельзя. И в очередной раз можно только по-доброму позавидовать тамошним промоутерам: как же тут у них все ладно организовано, без стрессов и беготни.

Аудитория же фестиваля, с одной стороны, была весьма традиционна для подобных мероприятий («для тех, кому за тридцать»), с другой - довольно разительно отличалась от немецких аналогов. Значительно меньше черного цвета и подчеркнутой принадлежности к субкультуре – тут больше аналогий можно найти с московскими вечеринками, нежели с фестивалями в Германии.

Открывая дверь отеля, я уходил из вполне приятной и сухой погоды с плюсовым номиналом, а убывая из него на следующее утро, прямо с порога очутился в снежном заряде, причем, с весьма приличной даже по российским меркам силе. Ветрище, сугробы, белые хлопья с неба - просто глазам не поверил. Зато железной веры в происходящее придала неожиданная влажность в левом кеде, которая стала стремительно распространятся по всей ступне. Цаплей замерев на одной ноге, оглядываю проблемное место: твою мать, хвалёный конверс разошёлся в нескольких местах! Это же мистика: ровно такое же происшествие произошло со мной и в бытность предыдущей поездки в Швецию! Каким адским зельем местные дворники посыпают дороги? Мысленно хвалю себя за прозорливость и имеющуюся вторую пару обуви, которую в самый последний момент бросил в чемодан. И вот теперь ситуация: на людной трамвайной остановке, под бесстрастными, но внимательными взглядами местного населения, пришлось произвести нелегкий процесс переобувания, жестоко подавив природные смущение и неловкость. Я хочу быть сухим – а значит, буду решительным!

Впереди еще предстояло путешествие в Стокгольм на поезде (само по себе увлекательное приключение - чего только стоят живописные зимние пейзажи за окном), которое, впрочем, больше напомнило поездку на электричке, только весьма благоустроенной. Все ж таки, мы привыкли к другим расстояниям и к другим поездам. Проживать же в квартире Мартина и вовсе было весьма вольготно, из нее я постоянно держал связь с хозяином, угрожал за время его отсутствия записать на скорую руку и самовольно выпустить пару-тройку новых альбомов CRYO - студия то находилась в соседней комнате. А то Мартин что-то уж очень медлителен в творческих вопросах…

Поездка эта получилась хотя и стремительной, но весьма богатой на разнообразные впечатления, вернулся я домой хорошо отдохнувшим (прежде всего – морально) и заряженным лошадиной дозой оптимизма, которую схватишь не на всяком WGT. Ну а Швеция… А что Швеция? «Живут же люди»… Очень высокий уровень во всем, даже если сравнивать с Германией. В доходах, инфраструктуре, социальной защите - в чувстве стиля, наконец. Но тут необходимо помнить, прежде всего, о том, что уже пару веков их королевство очень ровно и устойчиво сидит на пятой точке, и пока весь остальной мир грыз друг другу глотки, шведы ловко маневрировали и планомерно богатели. Никаких потрясений, экономических и политических коллапсов – только ровная линия, идущая вверх. Возможно, если бы мы имели такую историю, то тоже бы все запели соловьями, дружно раскупали билеты в предпродаже, а по миру гремела бы слава какой-нибудь «волгоградской школы индастриала». Хотя, в таком случае, она бы носила название «царицынской» - из идеального альтернативного мира, в котором можно беспокоится только о собственном комфорте и время от времени музицировать.

 


 

18/11/17, 18.11.2017, (Гетеборг, Швеция)

Добавить комментарий

Примечание: администратор проекта оставляет за собой право удалять сообщения.

Futurist
31.12.2017, 19:06
Какими бы классными и подробными не были отчёты о WGT, но о шведских фестивалях мне читать всегда интереснее (жаль, что на сайте их всего четыре). Нравится подход шведов к организации, нравится шведская synth/electro сцена - одним словом, "моё". Ну а посетив в 2014 году гётеборгский фест Electronic Summer, окончательно в этом убедился.

Очень заинтересовала команда Saft. Их последний альбом я слышал, но не думал, что эти шведы так хороши вживую. Теперь хочется на их концерт )) По поводу DNR & Do - не знал, что это участники Auto Auto.

В целом отчёт, как всегда, получился очень живой, подробный и информативный!

Спасибо, Алексей! И с наступающим новым годом!

:YS:
31.12.2017, 18:57
Да кислая компания.

Создание сайта — MechanicalFrog